Самая высокоскоростная подлодка утилизирована на судоверфи в Северодвинске
Оборонная судоверфь «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске утилизировала самую высокоскоростную в истории подводного флота атомную субмарину К-222, прозванную «Золотой рыбкой».
«Оставшийся от разделки атомохода трехотсечный блок легендарной подлодки К-222 (Проект «Анчар») отбуксируют по морю в Сайда-губу на Кольском полуострове, где реакторный отсек поднимут на берег и переведут в пункт долговременного хранения», – сообщили ТАСС в пресс-службе завода.
Напомним, ранее «Звездочка» выиграла тендер и заключила контракт с Росатомом на утилизацию К-222 – первой отечественной субмарины с корпусом, изготовленным из титановых сплавов. Работы по ее утилизации начались в 2010 году.Как пояснили на «Звездочке», наиболее сложной частью проекта стала выгрузка ОЯТ. «Конструктивные особенности реакторов К-222 не позволяли использовать для извлечения топливных сборок оборудование, применявшееся на АПЛ других проектов, пришлось, по сути, конструировать и делать новое», – отметили на верфи.
Осенью 1971 года во время похода К-162 в Атлантический океан подлодка показала свои скоростные характеристики, преследуя американский авианосец «Саратога». В течение нескольких часов он пытался оторваться от подлодки, но не смог сделать это даже на полном ходу на скорости в 30 узлов.
В мае 2013 года «Звездочка» приступила к выгрузке ОЯТ из реакторов субмарины. «Свыше 700 радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов субмарины в специальные транспортные контейнеры, – уточнили на судоверфи. – В декабре прошлого года «Звездочку» покинул первый спецэшелон, увозящий отработавшее ядерное топливо на уральский комбинат «Маяк» для хранения и переработки».
К-222 (до 1978 года – К-162) была заложена на судоверфи «Севмаш» в декабре 1963 года, в 1970 году включена в состав Северного флота. Из-за длительного и дорогостоящего строительства, уникальных характеристик получила прозвище «Золотая рыбка». В 1989 году АПЛ исключена из состава ВМФ. Установленные подлодкой в 1970 году рекорды скорости под водой – 44,7 узла (около 83 км/час) – до сих пор не побиты.