Неудачный запуск космического грузовика «Прогресс М-27М» не только предоставил любителям поныть, что все пропало, поле для деятельности, но и отвлек внимание от важной новости, касающейся развития космической отрасли в России. В тот же день, когда с Байконура стартовала ракета-носитель «Союз 2.1А» с космическим кораблем «Прогресс» на борту, президент РФ внес в Госдуму законопроект, коренным образом меняющий устройство отечественной космонавтики.
Название у законопроекта мудреное: Проект Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с реформированием системы управления ракетно-космической отраслью и образованием открытого акционерного общества «Объединенная ракетно-космическая корпорация» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ну а если вкратце, то это законопроект о создании очередной госкорпорации на основе Федерального космического агентства и Объединенной ракетно-космической корпорации.
Возникает закономерный вопрос, хорошо это или плохо, да и нужно ли это вообще-
Однако обсудить эту новость и выяснить все плюсы и минусы помешали километры остроумных рассуждений в стиле «Россия сегодня наращивает тихоокеанскую группировку космических кораблей» или «теперь придется блины на МКС лопатами забрасывать».
Что ж, оставим упражнения в остроумии желающим подчеркнуть и на каждом углу раструбить о любых неудачах нашей космической отрасли. А сами, тем временем, разберемся поподробнее, какие перспективы открываются перед создающейся корпорацией.
Госкорпорации нам не в новинку
Опыт создания подобных структур у нас уже есть. На данный момент в России действует пять госкорпораций:
· Агентство по страхованию вкладов
· «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
· Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
· Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»
· Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
И еще две госкорпорации прекратили свое существование. Одна - «Роснано» завершила преобразование в акционерное общество, а другая - «Олимпстрой» успешно справилась со всеми возложенными на нее задачами.
Как мы видим, у России есть не только опыт по созданию подобных объединений, но и примеры успешного выполнения госкорпорациями взятых на себя обязательств.
Сокращаем бюрократические издержки
Безусловно, необходимость в выделении космического направления в отечественной экономике назрела давно. Дело даже не в авариях российских ракет-носителей. В конце концов, только за прошлый год состоялось 26 запусков, из которых неудачей закончился лишь один.
Гораздо хуже то, что в космической отрасли задействованы более шестисот предприятий, управление которыми не сосредоточено в одном центре, а это существенно осложняет контроль над их деятельностью и замедляет производственные процессы.
Отдельно стоит отметить, что в финансово-экономическом обосновании к проекту четко прописано, что никаких дополнительных финансовых обязательств для Российской Федерации принятие этого законе не несет. Это исключительно юридический вопрос, не требующий строительства нового объединенного центра командования, закупки офисного оборудования или прочих потенциально распильных статей расходов.
Даже наоборот, в пояснительной записке к законопроекту содержится упоминание о том, что он позволит повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность отечественных производителей ракетно-космической техники. Косвенным подтверждением этому становятся слова Валерия Заичко о перспективах торговли данными дистанционного зондирования земли по ценам ниже, чем у конкурентов.
И вряд ли продажей орбитальных фотографий все закончится. Вывод спутников на разные орбиты, тренировка космонавтов, доставка их в космос, навигационная сеть ГЛОНАСС - ассортимент внушительный.
Но главным плюсом от реорганизации ФКА и ОРКК в одну госкомпанию станут, на мой взгляд, открывающиеся перспективы по строительству национальной орбитальной станции, о которой во время «Прямой линии» говорил Владимир Путин.
Своя станция удобнее
Строить орбитальную станцию долго и дорого, однако наш президент заявил о планах ее создания и даже назвал приблизительные сроки - 2023 год. А как мы знаем, Путин слов на ветер не бросает. Даже если предположить, что участие в создании нового орбитального дома примут наши партнеры по БРИКС, к чему есть все основания, то все равно потребуются значительные ресурсы и немалое время.
Делу могут помочь три новых модуля для МКС, которые планировалось отправить к станции в 2017 - 2019 годах. Новая госкорпорация вполне может и отказаться от наращивания российского сегмента международной станции. И будет в полном праве. Зато высвободятся три модуля, которые могут стать основой для создающейся орбитальной станции.
В целом, учитывая, что модули уже находятся в стадии производства, деньги на них были выделены заранее. Повторно финансировать не придется. Узловой, многоцелевой лабораторный и энергетический модули - вполне достаточная основа для новой станции. Нарастить их до полноценного орбитального дома можно и собственными силами. А уж если подключатся Китай, Индия и Бразилия, то дело окажется явно по силам.
Несколько сомнительно выглядит перспектива отправить, как и планировалось, новые модули к МКС, но потом, после окончания сотрудничества по программе международной орбитальной станции, отсоединить их и использовать для постройки российской НКС. Однако такую возможность тоже не стоит сбрасывать со счетов.
Как бы то ни было, создание новой корпорации позволит эффективнее развивать космическую отрасль. Выльется ли это в национальную космическую станцию или приведет к появлению международного орбитального дома для членов БРИКС. Гораздо важнее, что вся отрасль переходит на новую, более эффективную систему организации. Причем не в рамках эксперимента, технология управления опробована и доказала свою состоятельность. А это значит, что нашу космическую отрасль ждут новые вершины, за покорением которых мы с вами будем с восторгом наблюдать.