Производство российских конвертопланов потеснит США

Производство российских конвертопланов потеснит США

Директор компании «Вертолеты России» Андрей Шибитов в интервью РИА «Новости» сделал заявление, мимо которого фанатам авиации никак не пройти. Холдинг занялся ни много ни мало разработкой конвертопланов, которые могут пригодиться для нужд Минобороны.

Ломая рамки привычного

Про сумрачный тевтонский гений, который породил множество курьезных, нелепых, а подчас и прорывных образцов военной техники, слышали все. В своей изобретательности не отставал от него и Советский Союз. В СССР был и опередивший свое время ударный ракетоносец Т-4, более известный как «сотка». Был четырехгусеничный танк «Объект 279», рассчитанный на действия в зоне ядерного удара. 

 

Были удачные и неудачные образцы техники, часть из которых отвергнута и забыта, а часть не пришлась ко двору, хотя заслуженно ценима любителями за уникальные возможности. Экранопланы, например.

Естественно, что в Соединенных Штатах тоже было нечто подобное. Правда, американским разработкам у нас уделяется меньше внимания. А между тем заокеанские конструкторы тоже не лыком шиты. Особенно если учесть, что часть из них, вроде Брауна или Сикорского, понаехали в США из Евразии.

Среди таких разработок выделяются конвертопланы. Уникальная конструкция, которая получила путевку в жизнь только в американских ВВС.

Что за зверь?

Конвертоплан — это помесь самолета и вертолета. Летательный аппарат, который может садиться и взлетать вертикально, а потом благодаря повороту движителей продолжать горизонтальный полет самолетным способом.

Традиционно к конвертопланам относят винтовые машины, чтобы как-то отличать их от самолетов вертикального взлета и посадки. Есть несколько типов конвертопланов. У одних при смене режима полета поворачивается сразу все крыло, у других гондолы с двигателями и винтами, а у третьих только сами винты.

Выгоды такой концепции очевидны:

Взлет и посадка на пятачке — ценная способность как для военного, так и для гражданского летательного аппарата; В воздухе конвертоплан развивает большую, нежели вертолет, скорость и опережает своих винтокрылых собратьев по дальности полета.

Но и недостатки тоже есть:

Скорость и дальность полета хоть и больше, чем у вертолетов, но самолетным показателям уступают. Винты, призванные обеспечивать подъемную силу на взлете, теряют эффективность в горизонтальном полете; Сама конструкция получается более тяжелой. Для авиации нередки ситуации, когда при создании новой машины борьба идет за каждый килограмм, а механизм поворота двигателей весит порядочно; Кроме того, это дополнительный критически важный узел, который тоже может сломаться; Ну и самое главное — сложность пилотирования. Для конвертопланов нужны специально обученные, опытные пилоты высокого класса, обладающие навыками пилотирования как самолетов, так и вертолетов. «Последний дюйм» на конвертоплане разыграть не получится.

Итого

Таким образом, универсальные машины оказываются эффективнее исходных в довольно узком сегменте задач. Например, если точка, куда необходимо доставить груз, расположена за пределами дальности действия вертолетов, а оборудование взлетно-посадочной полосы не представляется возможным.

Американский эксклюзив

Министерство обороны Соединенных Штатов посчитало, что подобные ситуации будут случаться достаточно часто, и заказало под это дело более полутора сотен конвертопланов Bell V-22 «Osprey» для нужд морской пехоты. Машина получилась довольно дорогой (около 116 млн долларов) и не очень надежной.

Только за десять лет эксплуатации произошло 6 катастроф, которые унесли жизни семи человек. Последняя произошла в этом году, когда 17 мая «Osprey», на борту которого находились 22 человека, совершил жесткую посадку на Гавайях. И это не считая пятнадцатилетний период доводок и испытаний, за который в результате аварий этой сверхсложной машины погибли 30 человек.

 

Зато Соединенные Штаты вправе гордиться уникальной техникой, которой нет на вооружении других армий планеты.

Наш ответ

Но, возможно, такая ситуация через некоторое время закончится. Недавно от российского концерна «Вертолеты России» поступила информация, что работы по созданию отечественного конвертоплана уже идут. Причем заявил об этом не кто-нибудь, а директор компании Андрей Шибитов:

«Совместно с нашими партнерами мы прорабатываем совершенно новую для России технологию конвертоплана с гибридной силовой установкой. Планируем, что такая конструктивная схема позволит нам уверенно достичь скорости до 500 километров в час».

Предполагается создать сначала беспилотную машину со взлетным весом около 300 килограмм. Маленький экземпляр нужен исключительно для демонстрационных целей, чтобы заранее оценить перспективы проекта.

Затем планируется такая же, но уже на две тонны. Эта машина уже может использоваться как отдельная единица со своим спектром задач, приличествующих тяжелому беспилотнику.

Ну а потом и полноценный ударный конвертоплан, причем тоже с возможностью беспилотного полета.

 

Хотя пригодится такая машина в войсках или нет — вопрос отдельный. В Советском Союзе полноценный конвертоплан создать не успели, хотя работы шли. Поэтому собственного опыта эксплуатации летательных аппаратов этого класса у нас нет.

Немного о схеме финансирования

Однако хочется отметить, что «Вертолеты России» ведут работы над проектом не по заказу Минобороны, а по собственной инициативе. Таким образом, из военного бюджета не будет потрачено ни копейки на разработку конвертопланов.

Если результаты удовлетворят военных, то будет заказ на уже разработанные машины. Ну, а если не получится, то убытки понесет разработчик. Причем все результаты научно-конструкторских изысканий останутся у «Вертолетов России», и корпорация сможет применить их в других проектах.

Такой подход, несомненно, выгоден для государства. Разработчик имеет реальный стимул довести дело до конца и продать результаты кропотливого труда военным. В то же время армия России не несет никаких рисков.

Разбазаривать бюджет- Нет!

Это сильно отличается от ситуации в тех же США, где получившая заказ на разработку новых систем вооружения компания может шантажировать заказчика остановкой работ, выбивая новые и новые средства.

Отсюда и растут многомиллиардные расходы на разработку псевдоистребителя пятого поколения F-35. Первый полет этот самолет совершил еще в 2006 году, с тех пор он так и не поступил на вооружение, хотя в опытных целях произведено уже 150 машин, а стоимость программы разработки давно перевалила за 50 миллиардов долларов.

Россия сегодня не может себе позволить попасть в зависимость от аппетитов разработчиков военной техники. Поэтому у нас такая схема исключена в принципе. Что там получится у «Вертолетов России» - до конца не известно. Но успешное создание серийного отечественного конвертоплана - в первую очередь в интересах самой корпорации.

Newsland.ru

Похожие новости:
США увеличивают свой и без того огромный военный флот
6 октября новейший десантный корабль USS America (LHA 6) прибыл в Сан-Франциско для торжественной церемонии официального вступления в состав ВМС США, сообщает Navy.mil. Церемония должна состояться 11 октября. Экипаж корабля планирует принять участие в нескольких общественно значимых мероприятиях в местных школах ..
2014-10-11 2396 0 Военная техника
0
Американские пехотинцы получили конвертоплан Osprey
Морская пехота Соединенных Штатов Америки получила один из конвертопланов типа MV-22 Osprey, которые в будущем войдут в состав HMX-1, эскадрильи, которая предназначена для перевозок высокопоставленных государственных лиц.Передача самого вертолета состоялась 4 мая. Вертолет будет содержаться ..
2013-05-9 2256 0 Военная техника
0
Старение парка ВВС США стало настоящей катастрофой
Значительное старение авиатехники привело к росту инцидентов с участием военных самолетов США. В последнее время участились случаи отказа техники и повышение уовня аварийности с участием самолетов ВВС, ВМС и Национальной гвардии США. Ранее "Военный информатор" сообщал о ряде случаев потери военных ..
2014-10-24 3002 0 Военная техника
0
Минобороны заключило контракт на серийное производство ракет «Авангард»
Минобороны России заключило контракт на серийное производство ракетного комплекса «Авангард». Об этом газете «Красная звезда» рассказал заместитель министра оборонного ведомства Юрий Борисов.«Система "Авангард" хорошо испытана. Не без труда она создавалась, потому что температура на поверхности боевого блока ..
2018-03-12 4847 0 Военная техника
0
Истребители F-35B оказались слишком горячими
Истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и вертикальной посадкой могут повреждать поверхность палубы перспективных британских авианосцев типа "Куин Элизабет", сообщает The Daily Mirror. Для того, чтобы избежать этого, министерство обороны Великобритании намерено заказать у американских ..
2012-05-30 2717 0 Военная техника
0
Стартовало производство серийных Су-57
Началось серийное производство истребителей пятого поколения Су-57, сообщает РИА Новости.«Многофункциональный авиационный комплекс пятого поколения, обладающий высоким интеллектом бортового оборудования, малой заметностью, большими рубежами перехвата воздушных и уничтожения наземных целей. В 2019 году запущен ..
2019-07-29 1185 0 Военная техника
0
США изготовили первую партию управляемых авиабомб второго поколения
Американская компания Raytheon завершила производство первой партии управляемых высокоточных авиабомб SDB II (Small Diameter Bomb II), сообщает UPI.Производство боеприпасов для ВВС И ВМС США проходило на заводах оборонного гиганта в городе Тусон (Аризона). Оружием планируется оснастить истребители F-35, F/A-18E/F ..
2017-12-15 2350 0 Военная техника
0
Глава сухопутных войск Ирана изменил мнение о покупке Т-90 в России
Иран не нуждается в закупках российских танков Т-90, поскольку рассчитывает на собственное производство бронетехники. Об этом заявил командующий сухопутными войсками Исламской Республики бригадный генерал Ахмад-Реза Пурдастан, передает 2 февраля ТАСС.«Генеральный штаб Вооруженных сил Ирана объявил, что танку ..
2016-02-02 2851 0 Военная техника
0
Россия прекратит производство С-300
Производство зенитных ракетных систем С-300 в скором времени может быть завершено. Об этом, как передает "Интерфакс", заявил начальник Главного штаба ВВС генерал-майор Виктор Бондарев. "В дальнейшем будет выпускаться только С-400. С-300 — это уже вчерашний день", — ..
2012-03-14 2552 0 Военная техника
0
Бангладеш начал производство собственных беспилотников
Бангладеш начал производство разведывательных беспилотных летательных аппаратов для своих ВМС. Об этом, как сообщает Jane's, заявил начальник штаба ВМС Бангладеш вице-адмирал Фарид Хабиб. По его словам, новые беспилотные аппараты будут использоваться для контроля за перемещением рыболовецких судов, а также ..
2014-03-13 2102 0 Военная техника
0
Названы сроки начала производства гиперзвуковых ракет "Циркон"
Проходящая государственные испытания гиперзвуковая ракета «Циркон» будет запущена в серийное производство с 2018 года. Об этом во вторник, 19 апреля, ТАСС сообщил источник в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК).«Госиспытания "Циркона" в соответствии с контрактом планируется завершить в 2017 году, а на следующий ..
2016-04-20 2709 0 Военная техника
3
Турки запустили серийное производство танков Altay
Турецко-катарское совместное предприятие BMC получило контракт Секретариата оборонной промышленности Турции на серийное производство и поставку основных боевых танков Altay. Как сообщает Defense News, соглашение подразумевает производство первой партии из 250 машин. При этом позднее турецкие военные намерены ..
2018-04-26 5639 0 Военная техника
2
РФ намерена воскресить убийцу подлодок Ми-14
Холдинг «Вертолеты России» оценивает перспективы возобновления производства вертолета-амфибии Ми-14, пишет The Diplomat. - Этот вертолет может сулить неприятности для западных субмарин, если будет оснащен ядерной противолодочной бомбой, - отмечает издание. Разработанный в 1960-е годы вертолет-амфибия типа ..
2015-07-08 4850 0 Военная техника
0
США завершили разработку оружия для защиты Европы от России
В США завершена разработка зенитных управляемых ракет SM-3 Block IIA. Оружие запускается в производство и будет развернуто в Европе, сообщила The Maven директор программы SM-3 в Пентагоне Эми Коэн.Она отметила, что в ближайшее время американские военные и инженеры на Гавайях проведут тестовый ..
2018-01-24 2418 0 Военная техника
-2
Белоруссия начнет производство беспилотников в Туркмении
Белоруссия намерена развернуть производство беспилотных летательных аппаратов на территории Туркмении. Об этом, как сообщает Jane's, заявил президент страны Александр Лукашенко. Договоренность о создании предприятия была достигнута в ходе переговоров с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым. Какие именно аппараты ..
2013-11-12 1960 0 Военная техника
0