Компьютерный сбой помог Deep Blue победить Каспарова

Компьютерный сбой помог Deep Blue победить Каспарова

В 1997 году Гарри Каспаров проиграл шахматный матч компьютеру Deep Blue. В первой партии матча компьютер сделал ход, который вывел Каспарова из равновесия и заставил экспертов говорить о скрытой силе искусственного интеллекта. Поражение Каспарова навсегда изменило историю шахмат, и только спустя несколько лет выяснилось, что за ним стояла случайность - обычный компьютерный сбой.

Поражение Гарри Каспарова было по-настоящему обескураживающим. После того как в 1985 году российский гроссмейстер стал самым молодым чемпионом мира по шахматам, он не покидал первой строчки рейтинга ФИДЕ. К 1997 году Каспаров был шестикратным обладателем шахматного "Оскара" и уже тогда укрепился в статусе одного из самых молодых и талантливых игроков в истории шахмат. Среди людей Каспарову не было равных, и никто не ожидал, что достойным соперником ему может стать компьютер. В то время никто не воспринимал шахматные программы всерьез - ни одной серьезной победы они не одержали, не говоря о победе над чемпионом мира.

Для Каспарова это был не первый опыт игры против Deep Blue, разработанного компанией IBM. В 1996 году Каспаров играл с этим суперкомпьютером и одержал уверенную победу 4:2, проиграв всего одну партию из шести и одержав три победы. Тем не менее, в этом матче компьютер установил историческое достижение: никогда еще действующий чемпион мира не проигрывал машине в партии с классическим контролем времени. Каспаров, однако, все равно считал, что компьютер не может его победить. "В классических шахматах, на серьезном уровне, компьютерам ничего не светит в XX веке" - эти слова Каспарова журналисты охотно вспоминали после матча-реванша.

За год IBM доработала Deep Blue, усилив его мощность почти в два раза: новый суперкомпьютер был способен просчитывать 200 миллионов позиций в секунду, его пиковая производительность составляла 11,38 гигафлопс, и в рейтинге самых мощных суперкомпьютеров мира Deep Blue занимал 259 место. Матч-реванш с Каспаровым был широко разрекламирован, за ним следили во всем мире. И для экспертов, и для обычных любителей шахмат, и даже для посторонних людей это была не просто игра, это было романтическое противостояние человека и машины.

Как и предыдущий матч, этот состоял из шести партий, первую из которых чемпион мира выиграл белыми довольно уверенно. Перед игрой Каспаров не сомневался в своих силах, и, судя его по поведению на пресс-конференции после, эта победа только укрепила его уверенность. Однако именно в первой партии произошло событие, возможно, определившее исход всего матча. В сбалансированной позиции в эндшпиле Deep Blue сделал ход, который не укладывался ни в какие теории. Ход был очень плохим, и несколько минут спустя компьютер сдался.

В недавно вышедшей книге журналиста The New York Times Нейта Силвера "The Signal and the Noise: Why So Many Predictions Fail - But Some Don't" ("Сигнал и шум: Почему некоторые прогнозы сбываются") один из создателей Deep Blue Мюррей Кэмбел рассказал, что компьютер сделал этот ход по ошибке. Авторы программы Deep Blue знали об этой ошибке (она всегда возникала в эндшпиле, а ошибочный ход был 44-м) и думали, что избавились от нее. Так как между партиями, по условиям матча, программисты могли вносить изменения в код, уже ко второй партии ошибка была устранена.

Вторую партию Каспаров неожиданно проиграл, причем чемпион мира явно действовал необдуманно. Он сдался на 45 ходу, хотя имел очевидную (для шахматиста его уровня) возможность в несколько ходов свести матч к ничьей. Силвер предполагает, что, анализируя тот самый спорный 44 ход Deep Blue в первой партии, Каспаров и его помощники могли переоценить силу компьютера, поэтому шахматист утратил уверенность: в его глазах соперник стал гораздо сильнее, чем был на самом деле, Каспаров стал его бояться.

Возможно, именно это и стало причиной поражения Каспарова - по крайней мере, так полагает Силвер. После второй партии чемпион мира обвинил команду IBM в жульничестве - он заявил, что Deep Blue дают советы сильные шахматисты, потому что он играет не как компьютер. Кэмбел заявил, что ни одного убедительного доказательства этих обвинений за 15 лет, прошедших со дня матча, так и не было представлено. В напряженной атмосфере Каспаров свел три следующие партии вничью, и перед решающей партией счет был равный 2,5:2,5.

Последнюю партию Каспаров играл черными и выбрал защиту Каро-Канн, но почти сразу же ошибся в дебюте. Эту ошибку можно было объяснить только нестабильным эмоциональным состоянием чемпиона мира, потому что Каспаров не раз играл эту защиту и никогда не пытался отойти от известных вариантов, к тому же дебют - самая консервативная часть шахматной партии. Возможно, ход Каспарова не был ошибкой, и таким образом он хотел запутать компьютер. Но если это так, то его план провалился - на 17 ходу Каспаров сдался, проиграв партию, а с ней и весь матч.

Победа Deep Blue стала переломом в истории шахматного противостояния машины и человека. В следующем 1998 году программа Rebel 10 выиграла матч против Вишванатана Ананда, который тогда хоть и не был лучшим в мире, но уже играл очень сильно. В 2003-м Каспаров сыграл вничью матч из шести партий с Deep Junior, а в 2006 году компьютер вновь обыграл чемпиона мира: программа Deep Fritz выиграла матч у Владимира Крамника, который из шести партий не сумел победить ни в одной.

После поражения Крамника популярность матчей человека против компьютера стала падать. Дело в том, что компьютерные шахматные программы развивались слишком быстро, и примерно в 2007 году стали играть лучше любого шахматиста, даже самого сильного. Уже в 2009 году на мобильных телефонах появились программы, играющие на уровне гроссмейстера. Сейчас рейтинг Эло самой сильной шахматной программы Houdini, разработанной бельгийцем Робером Ударом, составляет 3306 пунктов. Для сравнения, рейтинг Каспарова - до сих пор никем не превзойденный - на пике составлял 2851 пункт.

Шахматные суперкомпьютеры теперь соревнуются между собой и помогают лучшим шахматистам мира в подготовке к серьезным матчам. Однако IBM, как будто в знак признательности, трогательно хранит на своем сайте страницу, посвященную первой победе Deep Blue и людям, которые его создали.

Источник: lenta.ru

Похожие новости:
Blue Origin показала интерьер суборбитальной капсулы New Shepard
Американская компания Blue Origin показала внутренний интерьер многоразовой капсулы New Shepard, предназначенной для суборбитальных полетов туристов. Об этом сообщает Business Insider.Внутри капсулы расположены шесть кожаных кресел, причем каждое место находится у окна, позволяющего наблюдать ..
2017-04-01 6375 0 Разное, интересное
0
Илон Маск превратил похвалу Blue Origin в рассказ о достижениях Space X
Основатель Tesla Motors Илон Маск поздравил компанию Blue Origin и ее создателя — главу Amazon Джеффа Безоса — с успешно завершившимися 23 ноября испытаниями многоразовой ракеты для суборбитальных полетов. Сообщение он опубликовал в личном микроблоге в сервисе Twitter.Однако вслед за похвалой ..
2015-11-26 7180 0 Разное, интересное
0
Основатель Amazon сделал Илону Маску двусмысленный комплимент по поводу Falcon 9
Основатель Amazon Джефф Безос воспользовался запуском ракеты-носителя Falcon 9, чтобы напомнить основателю Space X Илону Маску, как тот отреагировал на новость о достижениях принадлежащей Безосу ракетостроительной компании Blue Origins. В личном микроблоге в Twitter он поздравил Маска с успехом, оставив ..
2015-12-22 1604 0 Разное, интересное
0
Будущее глазами футуролога из Google. Бессмертие – только начало
Американский футуролог и технический директор Google Рэй Курцвейл знаменит во всем мире. Популярность ему принесли книги, посвященные будущему технологий и человечества. Он доказал, что человеческий прогресс стремительно пошел вверх с появлением технологий распознавания речи.И вот новое сенсационное заявление Рэймонда Курцвейля ..
2016-04-11 2687 0 Разное, интересное
0
Ученые создают молекулярную модель головного мозга
В настоящий момент, более чем в восьмидесяти институтах соединенных штатов Америки, Китая, Японии и Европы, ведется совместная работа над созданием человеческого мозга. Эксперты ученые планируют в ближайшем будущем создать полноценно работающую модель мозга на молекулярном уровне. По предварительным ..
2014-02-18 2606 0 Разное, интересное
0
Группа из Нью-Йорка купила лабораторию Николы Тесла
Общественная группа из Нью-Йорка, которая всего за 6 недель собрала 1.3 миллиона долларов, купила лабораторию, когда-то используемую учёным-провидцем Николой Тесла, сообщает PicsNews. Джейн Алкорн является президентом научного центра имени Тесла в Wardenclyffe Tower на Лонг-Айленде. На прошлой ..
2013-05-9 1728 0 Разное, интересное
0
Энергия силы духа
Сам того не желая, я стал участником интереснейшего исследования. Энергетическая компания Repsol пригласила меня принять участие в цикле лекций по теме энергии. Эксперты в области физики и химии утверждают, что энергия – это способность осуществлять работу, а работа – это сила, ..
2013-05-29 2107 0 Разное, интересное
0
Российские студенты создали снегоуборочного робота
Сильные снегопады этой зимой заставили троих пермских студентов создать снегоуборочного робота всего за месяц. Машина-робот имеет компактные размеры, что позволит ей убирать там где крупная техника не пройдёт. Основная идея создания робота принадлежит студенту  автодорожного факультета ПНИПУ ..
2013-03-11 2103 0 Разное, интересное
-1
Япония: проект строительства глубоководного комплекса
На днях в Японии был представлен проект строительства глубоководного комплекса под названием «Ocean Spiral», предназначенного для разработки природных ресурсов и постройки жилья для 5 тыс. человек. Согласно плану, у поверхности моря будут построены офисные и торговые помещения, а также жилье. 75-этажный ..
2014-11-26 1949 0 Разное, интересное
0
Робот-гепард научился бегать без поводка
Робот-гепард, детище инженеров Массачусетского технологического института (MIT), научился бегать без поводка со скоростью до 16 километров в час, а также подпрыгивать, перемахивая через препятствия, сообщается в пресс-релизе MIT. Главной инновацией стал алгоритм для прыжков: каждую конечность робота запрограммировали на то, чтобы ..
2014-09-18 1822 0 Разное, интересное
1
Желтая подводная лодка создала 3D-карту антарктических льдов
Благодаря подводному роботу ученым впервые удалось измерить толщину льда в окружающих Антарктиду морях, сообщается в журнале Nature Geoscience. Предыдущие оценки таяния антарктических льдов, крайне важные для понимания глобальной климатической динамики, опирались на данные спутниковой съемки ..
2014-11-27 1868 0 Разное, интересное
0
8-летний пакистанский вундеркинд - эксперт Microsoft
Самым молодым специалистом в истории Microsoft стал восьмилетний Шофан Тхобани из Пакистана. Он выполнил сложнейшие экзамены корпорации, набрав 91 балл из 100 возможных.Чтобы получить такой высокий результат, мальчик упорно работал и изучал все технологические особенности компании в течение 13-месяцев, ..
2012-07-20 2075 1 Разное, интересное
0
Поиски суррогатной матери неандертальцу - слухи
Профессор генетики Медицинской школы Гарвардского университета Джордж Черч опроверг появившиеся в СМИ сенсационные сообщения о том, что он ищет суррогатную мать для возрождения неандертальца. В конце прошлой недель в британском издании Daily Mail появилась информация о том, что, якобы, ..
2013-01-23 1836 0 Разное, интересное
0
Потерян один из самых глубоководных исследовательских аппаратов
В Субботу, 10 мая 2014, в 2 часа дня по местному времени (10 ч. Пятницы по EDT), связь с гибридным дистанционно управляемым глубоководным аппаратом Нерей была потеряна на глубине 9990 метров в районе Кермадек, расположенном на северо-востоке от Новой Зеландии. По мнению специалистов, вероятнее всего Нерей ..
2014-05-13 1983 0 Разное, интересное
0
Взбесившийся робот на ММВБ за две минуты просадил млн долларов
Программный сбой биржевого робота, зафиксированный в Москве в четверг вечером, обошелся некому крупному игроку на валютном рынке в миллионы долларов. Сломавшийся электронный трейдер на срочном рынке FORTS объединенной биржи "ММВБ-РТС" помог другим участникам за две минуты заработать ..
2012-06-23 2300 1 Разное, интересное
0