В Лектории Политехнического музея прошла дискуссия «Франкенштейн будущего: человек между роботом и клоном». Slon публикует 10 фрагментов из выступления в рамках дискуссии научного сотрудника лаборатории Компьютерных систем биоуправления НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН Ольги Базановой.
1. Мечта о том, что человек может техническим путем сотворить другого человека, повторить поступок бога – одна из фундаментальных в истории человечества. Это идея о создании чудовища Франкенштейна, еще ранее – Голема, оживленного пражским раввином Левом.
Сейчас прогресс достиг того, что такая идея создания человека технически осуществима. Клонирование – очень простая процедура. Достаточно подготовить яйцеклетку, вытащить из нее ядро, вложить нуклеиновый материал, то есть гены, в эту пустую яйцеклетку, воздействовать на нее электрическим разрядом, и клетки начнут множиться. Получаем либо ребенка от суррогатной матери, либо клона из пробирки.
Но как нам создать гения? Человека, который смог бы работать на пике формы? Реально ли осуществить клонирование гениальных музыкантов, спортсменов, ученых, педагогов или политиков? Как развить в себе гениальность?
2. Наш мозг работает от того, что есть электричество. Наши мысли – это порождения всего тела. Электрические волны в нашей голове можно записать.
В настоящий момент известно, что определенным состояниям сознания соответствует определенный спектр электрической активности головного мозга. Установлено, что частота электрических волн связана с беглостью и продуктивностью мышления, а амплитуда волн указывает на психоэмоциональное состояние человека. Например, когда человек обеспокоен, зол, раздражен, подавлен, угнетен или погружен в депрессию, это неизбежно отражается в снижении амплитуды альфа-волн электроэнцефалограммы, ослаблении работы сердца, увеличении гормонов стресса.
3. Измеряя частоту и фазу колебания этих волн, стало возможным определить признаки оптимального функционирования и пика формы организма.
Для этого была разработана компьютерная технология биоуправления, которая базируется на использовании биологической обратной связи от сигналов организма. Пациент, используя навыки саморегуляции, обучается управлению параметрами своего организма. Изменяя биоэлектрическую активность мозга и восстанавливая нейродинамический баланс, человек может самостоятельно приводить себя в устойчивое состояние спокойного бодрствования и комфорта без приема медикаментов, алкоголя или наркотиков – это важно, например, в случае депрессивного состояния.
4. Для здоровых людей технология биоуправления используется для того, чтобы достигать не просто здорового состояния, а пика формы – ощущения выполнения действия с увлечением, без лишних усилий, то есть наилучшего варианта выполнения. В особых случаях достижимо и состояние гениальности.
5. Одни обучаются за счет быстроты и продуктивности, другие – за счет оригинальности. Есть люди, не нуждающиеся в биоуправлении, – это высокочастотные люди, у которых частота оптимального пика на спектре электрических волн ниже 10 герц. Но другие так не могут.
Мы сравнили три группы занимающихся музыкой: одни занимались сами по себе, вторые с учителем, третьи – с биоуправлением. Оказалось, что лица, которые изначально обладали высокой частотой, достигли многого после самостоятельных занятий. Те же, кто обладал низкой альфа-частотой, при самостоятельных занятиях и работе с учителем мало чего достигли, зато при использовании биоуправления их оценки улучшились – потому что они научились себя контролировать.
То есть коэффициент обучаемости при биоуправлении увеличивался, но не для всех. Очень важно понимать, кто перед нами: низко- или высокочастотный человек. От этого зависит подход в педагогике и терапии. Низкочастотные люди делают все медленнее, но зато оригинальнее, чем средне- и высокочастотные.
6. У гениальных музыкантов проблемы возникают от того, что они неправильно выучили движения. Не повезло с учителем, и человек стал зажимать руки. Когда излишне напрягаются мышцы, снижается амплитуда альфа-волн: музыкант начинает гораздо интенсивнее эксплуатировать свой организм и неэффективно расходует силы.
У любителей мозг активируется больше, чем у профессионалов. Мы напрягаем лишние мышцы, и это видно по снижению амплитуды альфа-волн. Из этого порочного круга не выйти, пока не научишься мыслить без напряжения. Мы гениальны, когда мы расслаблены.
7. Биоуправление – это как зеркало. Женщина достает зеркало, чтобы поправить прическу. Она может это сделать и без зеркала, но в первый раз ей нужно с ним свериться. Вы управляете, используя сигнал обратной связи. Мы тренируем ощущение того, что мышца сокращается, без мысли о том, что она сокращается.
Например, пальцы музыканта, по словам легендарного дирижера Леонарда Бернштейна, имеют 140 степеней свободы. Виртуозная музыка рождается под одной десятой подушечки пальца – это и есть гениальность. Да, она граничит с автоматизмом, но это ощущение гениальности можно натренировать.
8. Ты смотришь на экран компьютера или слышишь аплодисменты и тренируешь ощущение того, что сейчас ты выполняешь все правильно. Причем у каждого ощущение пика формы, которое нужно натренировать при помощи обратной связи, совершенно различно. У одних оно достигается тогда, когда человек встает в позу, которая в айкидо называется камае, то есть с упором на большой палец передней ноги. Для женщин наилучший вариант на каблуке – тогда опора идет именно на большие пальцы. Многие наши студенты, которых мы обучали биоуправлению, приходили на экзамен и садились в такую позу, чтобы опираться на большие пальцы. И, что характерно, они сдавали сессию лучше.
9. Отчего диапазон волн увеличивается, понятно не всегда. Поэтому и важен персональный прогностический подход. Например, у половины женщин амплитуда альфа-волн увеличивается просто от того, что они шевелят языком и артикулируют, – то есть говорить по телефону таким женщинам совершенно необходимо. Им нужно говорить ради самого разговора, не важно о чем. Хорошо, если при этом можно вообще не думать. А другой половине женщин, наоборот, нужно молчать, говорение их только раздражает.
То же самое с учениками в первом классе. Для половины детей учитель должен менять задачу каждые пять минут – то потрясти погремушкой, то попрыгать, иначе дети заскучают. А другой половине нужен план урока и точное знание того, что они ему следуют, иначе они постоянно напряжены. Пока же мы всех смешиваем воедино.
10. Сотворить себя самому возможно. Но для этого нужна, во-первых, мотивация, а во-вторых, элемент прогнозирования: мы должны точно знать, что именно, как именно и до какой степени мы хотим развивать. А потом уже можно обращаться к самому лучшему учителю – самоконтролю.
Источник: slon.ru