Нужны ли нам военно-транспортные "Суперджеты", Як-242 И Ту-214-

Нужны ли нам военно-транспортные Суперджеты, Як-242 И Ту-214-

15 сентября французские военно-воздушные силы нанесли первый удар по позициям вооруженных формирований Исламского государства Ирака и Леванта. Помимо выполнения непосредственно боевых задач, самолеты ВВС Франции открыли воздушный мост для поставки оружия в иракский Курдистан. Несмотря на то, что военные летчики Пятой республики недавно получили новейшие А400М, для перевозки более полусотни тонн стрелкового оружия и боеприпасов были задействованы транспортно-пассажирские А340-200 из состава эскадрильи 3/60.

Широкофюзеляжный четырехдвигательный дальнемагистральный А340-200 выполняет задачи по доставке военных грузов не только во французских, но и в королевских ВВС Саудовской Аравии, причем достаточно давно. И в люфтваффе, несмотря на то, что два «340-х» числятся как VIP-транспорт, они активно используются для перевозки грузов, включая различные контейнеры и палеты.

В классификации ВВС Франции А340 является «стратегическим транспортным самолетом», а А400М – всего лишь «тактическим». При внимательном изучении авиапарков развитых стран мира становится очевидно, что доработанные под нужды национальных военно-воздушных сил пассажирские самолеты занимают в них достаточно важное место.

По официальным данным люфтваффе, на А319, А340 и новенькие А310MRTT приходится более 30 процентов годового налета всего авиапарка германских ВВС. По количеству перевезенных грузов и личного состава они оставили далеко позади парк С-130, С-160 и А400М.

Ворота в Афганистан

У британских военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях в Афганистане, есть такое понятие, как «ворота на войну». Имеются в виду самолеты королевских ВВС, которые перебрасывают контингент в зону боевых действий, а потом обратно на родину. До недавнего времени такими воротами были транспортно-пассажирские трехдвигательные широкофюзеляжные «Тристар» (TriStar), выпущенные фирмой «Локхид» и выкупленные английскими ВВС в 1984 году у «Бритиш Айэрвейс» и впоследствии разорившейся «ПанАм». При этом сразу было решено, что помимо перевозки войск эти самолеты должны использоваться (и дорабатываться) как самолеты-заправщики.

“ Идея объединения транспортного самолета и заправщика в универсальный борт принадлежит британским ВВС. Звездным часом таких машин стала война на Фолклендах ”

При сокращении военного бюджета парк «Тристаров» получился в итоге достаточно пестрым, состоящим из заправщиков с ограниченным местом для пассажиров и груза, чистых танкеров и многофункциональных машин, способных не только заправлять до трех бортов одновременно, но и перевозить более 150 человек, а также палеты с грузами и небольшие контейнеры.

Сейчас воротами на войну британские военные называют уже А330MRTT, сначала потеснивший, а затем и окончательно заменивший «Тристар», который выполнил свой последний полет 24 марта нынешнего года.

Настоящим хитом продаж в сегменте военно-транспортных самолетов и заправщиков является сегодня А330MRTT, выпускаемый европейским авиастроительным гигантом «Эрбас». Этот многофункциональный борт, способный перевозить не только более 250 пассажиров и грузы в палетах, но и контейнеры на расстояние свыше 12 тысяч километров, стоит на вооружении пяти стран мира, в частности Великобритании, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. В ближайшее время А330MRTT пополнят и авиационный парк Испании, а во Франции эти машины заменят А340-200.

А330MRTT участвовал в конкурсе военно-воздушных сил США на замену парка самолетов-заправщиков КС-135, объявленном в конце 2000-х годов. Правда, европейские авиастроители все же проиграли своему заокеанскому конкуренту – «Боингу».

В королевских военно-воздушных силах задачи стратегических транспортных самолетов также выполняют С-17, закупки которых идут с начала 2000-х. При сопоставимом парке по восемь машин каждого типа в 2013 году «Вояджеры» (название А330MRTT, присвоенное в ВВС Великобритании) перевезли грузов и личного состава на порядок больше, чем «Глоубмастеры».

Идея объединения транспортного самолета и заправщика в единый универсальный борт также принадлежит королевским ВВС, выполнившим подобные работы по модернизации парка четырехдвигательных VC-10 еще в середине 70-х.

Звездным часом этих машин стала война на Фолклендах, где они обеспечили непрерывный воздушный мост между Англией и ее передовой базой на острове Вознесения, перевозя грузы и дозаправляя другие машины. Несмотря на участие в конфликте полноценных заправщиков «Виктор К1», VC-10 заправляли чаще и перекачали гораздо больше топлива. Именно высокая эффективность и универсальность «десяток» заставила королевские ВВС закупить и модернизировать бывшие в употреблении «Тристары».

В настоящее время многие отраслевые издания пишут о том, что такие многофункциональные борта, как А330MRTT, созданные на базе пассажирских самолетов, в скорости значительно потеснят военно-транспортные и полностью заменят обычные заправщики. Так ли это- Стоит ли российским авиастроителям активизировать работы в данном направлении-

Гражданские вместо военных

«Как орган военного управления, взаимодействующий с ВВС, мы имеем дело с двумя типами перевозок – личного состава и различных материально-технических средств, вооружения, военной техники и т. д., – пояснил в разговоре с обозревателем «Военно-промышленного курьера» офицер управления одного из военных округов. – Тяжелее всего договориться о перевозке личного состава. Привлекать Ил-76 зачастую экономически невыгодно да и много людей в него не поместится. Но Ан-26 перевезет еще меньше. Обычно договариваемся, чтобы из Чкаловского нам прислали Ил-62 или Ту-154».

Частое привлечение для перевозки личного состава пассажирского самолета, числящегося в парке 800-й авиабазы особого назначения (бывшей АДОН – авиационной дивизии особого назначения), с аэродрома Чкаловский – известный факт. Один из постоянных маршрутов Ил-62 – доставка экипажей подводных лодок с Дальнего Востока в учебный центр недалеко от Москвы.

Благодаря большой вместимости и дальности полета эти машины легко справляются с подобными задачами. А моряки довольны комфортными условиями пассажирского борта с мягкими креслами и приличным туалетом. Откидные сиденья и прочие «удобства» Ил-76 были настоящим мучением.

«Пассажирские самолеты для перевозки личного состава на большие дальности на порядок экономически выгоднее и гораздо комфортнее – это неоспоримый факт», – считает независимый военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров. «Конечно, – оговаривается он, – они никогда не заменят военно-транспортные самолеты типа Ил-76, А400М, С-130 в зоне боевых действий, в условиях противодействия ПВО и ВВС противника, а также для перевозки техники и высадки десанта».

Резкий рост количества транспортно-пассажирских и транспортно-заправочных самолетов в авиационных парках развитых стран мира (ФРГ, Канады, Великобритании и других) связан в первую очередь с их активным участием в боевых действиях в Афганистане, куда кроме как авиацией личный состав, технику и различные грузы не перевезти. Те же А340-200 или А330MRTT доставляют достаточно материально-технических средств в контейнерах и палетах нормальных габаритов, чтобы не расходовать лишние деньги на использование специализированных С-17 или даже С-5 «Гэлакси» и Ан-124 «Руслан».

Конечно, крупногабаритные грузы, танки, вертолеты, бронемашины и т. д. приходится везти военно-транспортными самолетами. Но в отличие от переброски личного состава и материально-технических средств, идущей чуть ли не ежедневно, такие спецрейсы осуществляются, по данным ISAF, не более двух-трех раз в месяц.

Схожая ситуация складывается и на рынке коммерческих авиаперевозок, где после активного роста с 2001 по 2008 год значительно снизились заказы на доставку крупногабаритных грузов самолетами Ан-124 в интересах НАТО и ISAF. Еще в 2012-м руководство нескольких авиакомпаний-перевозчиков признало, что при снижении заказов на негабаритные грузы основную прибыль приносят такие самолеты, как «Боинг-747-8F», перевозящие только контейнеры и палеты, но со значительно меньшими затратами.

«Конечно, Ту-134, Ту-154 и Ил-62 нас серьезно выручают. Но все же это довольно старые машины. Хотелось бы что-нибудь поновее. К примеру, наши коллеги из МВД в прошлом году купили для своего спецназа «Суперджет», – сообщил «Военно-промышленному курьеру» представитель Минобороны России. Правда, по словам собеседника, в большей степени его ведомство интересуют все же широкофюзеляжные самолеты с большой дальностью полета: «Россия достаточно велика. Для быстрой и экономически выгодной доставки на Дальний Восток и в Забайкалье личного состава лучше Ил-62, способного выполнять беспосадочные перелеты, в авиационном парке ВВС России пока ничего нет».

«Суперджеты» уже сейчас закупаются силовыми структурами. В специальном летном отряде «Россия» активно эксплуатируются Ту-204/214, в линейках которых есть и транспортные машины, способные перевозить палеты и контейнеры. На подходе Як-242 с «черным» крылом.

Частично обновить парк таких пассажирских самолетов, как Ту-134 и Ту-154, – не слишком сложная задача для ВВС России, тем более речь идет о весьма ограниченном их количестве. Не стоит забывать, что несмотря на браваду летчиков, считающих эти машины самыми лучшими, по современным меркам Ту-134 и Ту-154 во многом устарели. А вот дальнемагистральному Ил-62 замены пока нет.

«Установить должные системы связи и навигации, доработать грузовые кабины для определенных перевозок, – перечисляет необходимые доделки знакомый с ситуацией инженер-авиастроитель. – Этим машинам в бою участвовать не надо, поэтому и средства защиты, комплексы РЭБ и т. д. на них ставить не придется. Часть Ту-134, Ту-154 и Ил-62 ничем кроме «ливреи» вообще не отличается от гражданских бортов».

Ил на чужом опыте

Тезис о том, что современная воздушная война невозможна без участия самолетов-заправщиков, не требует доказательств еще со времен американской кампании во Вьетнаме. Но содержание парка таких машин достаточно затратно, на что не всегда готовы идти даже такие страны, как Великобритания, Франция, ФРГ. В годы холодной войны при относительно высоком военном бюджете своих государств европейские члены НАТО в этом вопросе рассчитывали только на помощь ВВС США.

По данным британских изданий, посвященных истории и перспективам авиационно-танкерной службы королевских ВВС, до принятия на вооружение транспортно-заправочного «Тристара» военные могли самостоятельно обеспечить воздушной топливозаправкой в требуемом объеме не более 15–20 процентов парка ударных самолетов. Новые машины чуть улучшили показатели, но из-за финансовых ограничений, сокративших их закупку, радикально ситуацию не изменили.

Зависимость от американских танкеров у европейских стран сохранилась до настоящего времени. В нескольких публикациях отраслевого журнала Combat Aircraft Monthly, посвященных операции «Закат Одиссея» в Ливии, указывалось, что Великобритания, Франция и другие страны-участницы обратились к США с просьбой поддержать их самолетами-топливозаправщиками. По данным издания, европейцы рассматривали выделенные КС-135 и КС-10 ВВС США как самую важную поддержку со стороны Соединенных Штатов.

В американских военно-воздушных силах к европейскому опыту создания транспортно-заправочных самолетов отнеслись очень внимательно. Еще в середине 2000-х в качестве замены КС-135 рассматривался многофункциональный КС-767, разработанный и выпускаемый «Боингом» для итальянских ВВС. Контракт был отменен из-за коррупционного скандала.

С середины 90-х за рынок транспортно-заправочных самолетов активно боролись «Эрбас» со своим А310MRTT, выбранный люфтваффе, и «Боинг», предлагавший КС-767, который понравился ВВС Италии и Японии. Сейчас в этом сегменте сложился определенный паритет, так как европейская авиастроительная корпорация получила достаточно много относительно некрупных, но прибыльных контрактов, а американские авиастроители выиграли многомиллиардный договор на поставку танкеров КС-46 для ВВС США.

Согласно публикациям американских отраслевых средств массовой информации после поступления КС-46 флот других танкеров (КС-10 «Эсктендер») планировалось сохранить почти до 2030-х годов. Причина такого решения кроется не только в относительной молодости парка КС-10, но и в возможности этих танкеров выполнять топливозаправку в условиях боевых действий.

Благодаря наличию систем предупреждения о нападении и комплексов радиоэлектронной борьбы и противодействия «Экстендерам» не так страшны вражеские средства ПВО и авиация, что позволяет им при необходимости подходить достаточно близко к зонам возможной опасности. Поскольку КС-46 будет решать и транспортные задачи, установку таких систем на новый заправщик посчитали излишней тратой денег. Правда, сейчас этим планам может помешать объявленный администрацией президента Барака Обамы секвестр военного бюджета, ставящий под вопрос дальнейшую эксплуатацию всего парка не столь многофункциональных КС-10.

Сегодня в ВВС России в качестве воздушных танкеров используется ограниченное число Ил-78, созданных на базе военно-транспортного Ил-76. Согласно официальным заявлениям Минобороны перспективный топливозаправщик для отечественных ВВС будет разработан на базе новейшего Ил-76МД-90А, известного также как Ил-746. Примечательно, что в некоторых СМИ новый танкер уже стали называть Ил-478.

В настоящее время парк самолетов-топливозаправщиков входит в состав командования дальней авиации ВВС России. Мировой опыт доказывает, что такой подход не всегда оптимален. Еще в 1992 году ВВС США передали весь парк топливозаправщиков командованию авиационных перевозок, обеспечивающему поддержку развертывания национальных вооруженных сил в различных регионах земного шара. В королевских ВВС пошли еще дальше, создав в 2007-м для этих целей отдельную службу. С учетом того что парк отечественных топливозаправщиков действует в интересах всех ВВС, следует подумать о более оптимальной структуре управления.

Военно-воздушные силы и самолетостроение в России в настоящее время активно развиваются. Парк военной авиации пополняется новыми машинами. И все-таки часто мы выступаем в роли догоняющих. Это касается не только закупки новых летательных аппаратов и авиационных средств поражения, но и создания организационно-штатных структур.

Многофункциональным транспортно-заправочным самолетам уделяют пристальное внимание даже такие развитые ВВС, как американские. Безусловно, наши авиастроители в последние годы добились определенных успехов и при правильном формулировании ТТЗ готовы представить нужные машины. Что же касается иностранного опыта, то иногда им все-таки не стоит пренебрегать, чтобы лишний раз не изобретать велосипед.

Newsland.ru

Похожие новости:
В любую точку мира. 5 самых распространенных типов транспортников
Министерство обороны Турции после длительных переговоров с европейским авиастроительным концерном Airbus согласилось принять первый из десяти заказанных военно-транспортных самолетов A400M. Анкара долгое время отказывалась подписать бумаги о приеме транспортника, поскольку он не соответствовал заданным техническим ..
2014-04-15 2715 0 Авиация
0
Летающие дроны будут следить за порядком в городе
Дроны являются горячей темой для обсуждения на сегодняшний день. Их можно применить в качестве оружия боевых машин или использовать весь потенциал для мирных целей для общества. Хотя использование коммерческих летающих дронов до сих пор ожидает регулирования от Федерального управления гражданской авиации, но все же не трудно ..
2013-12-15 2457 0 Авиация
0
Рогозин об успешных испытаниях нового авиадвигателя
Летные испытания двигателя ПД-14 для перспективного российского самолета МС-21 идут без замечаний. Об этом сообщил в своем Twitter вице-премьер России Дмитрий Рогозин. Как сообщалось в августе, новый двигатель поднимается в воздух под крылом летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. До ноября на этом самолете ..
2015-12-22 3260 0 Авиация
0
ВВС США приняли на вооружение транспортники Super Galaxy
Модернизированные американские стратегические военно-транспортные самолеты C-5M Super Galaxy получили статус начальной операционной готовности, сообщает Jane's. Официальному принятию на вооружение ВВС США этого типа самолетов предшествовали квалификационные, операционные и оценочные испытания. К настоящему времени военные получили ..
2014-02-27 3441 0 Авиация
0
ВВС Китая получили первые тяжелые транспортные самолеты Y-20
ВВС Народно-освободительной армии Китая официально приняли на вооружение тяжелый военно-транспортный самолет Y-20, первые две машины переданы военным. Об этом заявил представитель китайских ВВС Шэнь Цзинькэ, передает ТАСС.«Поступление этого самолета на вооружение означает решающий шаг для ВВС Китая в улучшении возможностей ..
2016-07-07 2401 0 Авиация
0
В Великобритании началась разработка гиперзвукового двигателя
Британская оборонная компания BAE Systems инвестировала в разработку гиперзвукового двигателя Sabre, который необходим для создания транспортного средства Skylon, способного доставить человека в любую точку земного шара за четыре часа. Правительство Великобритании также планирует вложиться в проект, ..
2015-11-04 2132 0 Авиация
0
ОАК поставит ВВС России 31 «летающий танкер»
Объединенная авиастроительная корпорация планирует в четвертом квартале 2014 года подписать контракт на поставку для ВВС России 31 самолета-заправщика на базе военно-транспортного самолета Ил-476 (Ил-76МД-90А; «изделие 476»), сообщает ИТАР-ТАСС. О планируемом контракте на Международном форуме двигателестроения (МФД-2014) объявила заместитель ..
2014-04-17 2464 0 Авиация
0
Aeros завершает строительство дирижабля Aeroscraft
Калифорнийская корпорация Aeros завершила строительство своего дирижабля Aeroscraft. Cемидесятидевяти метровый (260-футов) дирижабль продемонстрирует вертикальный взлёт и посадку, а также доставит к месту тяжёлую платформу, которая проложит путь для планируемого полномасштабного корабля. Планируемый корабль будет ..
2013-01-7 2671 0 Авиация
1
Самолет на твердоводородном топливе совершил первый полет
В Шотландии состоялся первый полет самолета, использующего твердый водород в качестве топлива. Об этом сообщает New Scientist.Топливо для экспериментального беспилотника упаковано в твердые гранулы, которые при сжигании выделяют только водяной пар. Кроме того, эти гранулы в три раза легче, чем сопоставимые ..
2016-02-08 2471 0 Авиация
0
Минобороны получит 11 самолетов Ил-96
Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) согласовало планы производства 14 новых пассажирских самолетов Ил-96 до 2024 года, пишет газета «Коммерсантъ». Первые три лайнера должны быть переданы заказчикам к началу 2015 году; один из них будет собран для министра ..
2014-05-16 3161 0 Авиация
0
Европейцы начали собирать самолет для негабаритных грузов
Европейский авиастроительный концерн Airbus приступил к сборке нового самолета Beluga XL, который будет заниматься перевозкой негабаритных грузов. Согласно сообщению концерна, сборка самолета завершится в начале 2017 года, а его полноценная эксплуатация начнется в середине 2019-го. Строящийся самолет получил ..
2016-01-10 2729 0 Авиация
0
Путин будет летать на итальянских вертолетах
Правительственный авиаотряд, обслуживающий президента, премьер-министра,  председателей обеих палат парламента, главу Конституционного суда и официальные делегации, пополнился двумя вертолетами итальянского производства. Вертолеты Augusta AW139 в фирменной раскраске летного отряда «Россия» сейчас базируются в Сочи, где часто ..
2012-09-25 3608 4 Авиация
0
Украина продолжит производство Ан-70 без участия Росси
Украина продолжит производство военно-транспортного самолета Ан-70 даже без участия России, заявил премьер-министр Николай Азаров во время международного круглого стола "Межпартийное сотрудничество в рамках СНГ". "Мы договорились о возобновлении сотрудничества в проекте Ан-70 и начали работать. Сейчас отдельные ..
2013-04-12 2541 0 Авиация
1
В Ульяновске презентовали секретный Ил 476
21 января. В рамках визита на самолетостроительный завод "Авиастар-СП" вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина в Ульяновске презентовали новый лайнер Ил-476 (его официальное название - Ил-76МД-90А). Это глубокая модификация военно-транспортного самолета Ил-76, которая на федеральном уровне считается перспективной. По словам Рогозина, ..
2012-01-22 3878 0 Авиация
1
Россия возобновила производство Ту-160
В Самарской области будет возобновлено производство бомбардировщика Т-160. На предприятии было проведено выездное совещание рабочей группы, в состав которой вошли: Юрий Борисов - зам. министра обороны Российской Федерации, Андрей Богинский - зам. министра по промышленности и торговле, ..
2016-02-10 2853 0 Авиация
0