Не узок фюзеляж. Чем удивит конкурентов российский МС-21

Не узок фюзеляж. Чем удивит конкурентов российский МС-21

Российская авиастроительная корпорация «Иркут» в июне обещает показать публике новейший пассажирский лайнер МС-21, которому придется конкурировать с такими монстрами авиастроения, как Boeing и Airbus. Наступление на мировые среднемагистральные бестселлеры ведут и в Китае — корпорация COMAC объявила о начале стендовых испытаний самолета C919. Это первый крупный пассажирский лайнер, разработанный китайцами с 1980-х годов. «Лента.ру» выяснила перспективы отечественной новинки в борьбе с конкурентами из КНР, Европы и Америки.

Разрабатываемый корпорацией «Иркут» МС-21 претендует на ту же коммерческую нишу, что и новейшие самолеты Boeing-737 MAX и Airbus A320neo, которые только выводятся на рынок. Российские самолетостроители буквально наступают на пятки конкурентам: сертификация и ввод в эксплуатацию первых экземпляров МС-21 запланированы на 2016 год, а на 2017-й — серийное производство.

Идеи и технические наработки, использующиеся для новейшего российского среднемагистрального самолета, принадлежат Опытно-конструкторскому бюро имени Яковлева. В 1990-е акционированное и приватизированное ОКБ, как и многие предприятия, лишилось госфинансирования и балансировало на грани выживания. В ОКБ было три основных проекта: учебно-боевой самолет Як-130, первый в мире сверхзвуковой истребитель вертикального взлета и посадки Як-141 и наработки по развитию ближне-среднемагистрального самолета Як-242. В качестве приоритетного выбрали Як-130, который совместно с итальянской Aermacchi удалось довести до серийного производства и продвинуть на российский и зарубежный рынки.

В начале 2000-х Росавиакосмос объявил конкурс на разработку ближне-среднемагистрального самолета для замены Ту-154. В 2003-м победителем конкурса признали ОКБ Яковлева. В том же году бюро вошло в состав «Иркута», который впоследствии влился в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Заинтересованность ОКБ и «Иркута» в слиянии была взаимной: корпорация нуждалась в собственном конструкторском бюро, а ОКБ Яковлева — в площадке для серийного производства крупных самолетов и дополнительных инвестициях. «Иркут» в тот период вкладывал собственные средства, полученные от поставок Индии истребителей Су-30МКИ.

Корпорацией «Иркут» в разные периоды с 2000-х руководили Алексей Федоров, который наряду с Михаилом Погосяном считается одной из влиятельнейших фигур отечественного авиапрома, и Олег Демченко — нынешний президент компании, возглавляющий с 1990-х ОКБ Яковлева. Именно под руководством Федорова и Демченко «Иркуту» удалось реализовать свои амбиции в гражданском самолетостроении. Однако проект МС-21 не был прямым продолжением разработки Як-242. «Никто не ставил задачу дорабатывать Як-242, поскольку он не соответствовал требованиям рынка. Поэтому корпорация провела исследования и разработки, из чего и родился совершенно новый по техническим характеристикам МС-21», — поясняет источник в авиаотрасли.

В 2012 году возглавлявший на тот момент ОАК Михаил Погосян (он же — идеолог самолета Superjet) оценивал объем инвестиций в МС-21 в 160 миллиардов рублей. В «Иркуте» затруднились посчитать, сколько денег уже вложено в проект. Еще свыше 70 миллиардов требуется для разработки отечественного двигателя ПД-14, к испытаниям которого «на крыле» МС-21 приступят в следующем году.

В настоящее время разрабатываются две версии самолета: МС-21-300 и МС-21-200. Стартовый проект, который планируют выкатить в июне, — «трехсотка». По данным корпорации «Иркут», в настоящее время заключены твердые предоплаченные контракты на поставку 175 лайнеров МС-21 отечественным лизинговым компаниям и авиаперевозчикам. Заказ еще 100 самолетов зафиксирован в опционах (предусматривают потенциальную возможность приобретения) и соглашениях о намерениях.

В конструкции МС-21 применяется ряд революционных для отечественного самолетостроения решений. Крыло и хвост из карбона, в частности, вызвали интерес у японцев: в феврале этого года в издании Japan Business Press вышла статья под красноречивым заголовком «Карбоновые крылья авиалайнера МС-21 совершеннее крыльев Boeing 787».

В компании «АэроКомпозит», выпускающей эти крылья, рассказали «Ленте.ру», что силовые элементы консоли крыла лайнера — полностью отечественная разработка. «Ее специфика — в применении сухого углеродного наполнителя при создании композитных элементов конструкции. В результате получается монолитный элемент до 20 метров в длину. Крыло МС-21, так называемое "крыло большого удлинения", отличается высоким аэродинамическим качеством», — объясняет представитель компании.

В корпорации «Иркут» указывают на ряд других преимуществ российской машины перед конкурентами: передовая аэродинамика, возможность использовать современные американские Pratt & Whitney и отечественные двигатели ПД-14, увеличенный диаметр фюзеляжа (4,06 метра у МС-21 против 3,96 метра у A320 и 3,75 метра — у Boeing 737), позволяющий расширить пассажирский салон и багажные отсеки. Самая плотная компоновка «трехсотки» предусматривает 211 кресел — против 189 мест у Boeing 737MAX и 180 у A320neo. Все это позволяет МС-21 снизить потребление топлива почти на четверть в сравнении с другими современными самолетами аналогичного класса, уменьшить время пребывания в аэропорту и повысить комфорт пассажиров.

Очевидно, что государство делает серьезную ставку на МС-21 и готово вкладывать в него немалые средства. Нынешний глава ОАК Юрий Слюсарь при вступлении в должность в начале 2015 года называл проект «стержневым» для отечественного гражданского авиапрома. «У нас с МС-21 связано очень многое — не только размеры инвестиций, но и все наши амбиции по поводу присутствия в сегменте магистральных самолетов», — говорил он. В январе Минпромторг в рамках госпрограммы развития авиапрома до 2025 года предложил увеличить финансирование НИОКР по этому самолету в два с лишним раза — до 2,7 миллиарда рублей.

Сроки выкатки самолета и летных испытаний МС-21 несколько раз сдвигались, в основном в связи с внедрением технологических новинок и ноу-хау. В конце прошлого года министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил ТАСС, что первый полет МС-21 совершит «ближе к концу 2016 года». Изначально речь шла о середине прошлого года. В корпорации «Иркут» «Ленте.ру» подтвердили, что планы поднять в воздух первый МС-21 до конца этого года сохраняются.

Эксперты отмечают, что экономичность, конкурентоспособная стоимость (70-80 миллионов долларов против 100 миллионов у 737MAX и A320neo), передовые технологии способны помочь продвижению самолета за рубежом. «Идея "Иркута" как раз состояла в том, чтобы создать высокотехнологичный самолет и за счет этих качеств забрать какую-то долю рынка», — поясняет источник в отрасли. Заявленные технические параметры также значительно опережают китайский С919, представляющий собой «попытку воспроизвести 320-й».

Но есть и большие риски, в первую очередь связанные с продвижением и обслуживанием на глобальном рынке. Партнер Strategy Partners Group Артем Малков считает выход на внешний рынок для производителей МС-21 крайне сложной задачей. «Необходимо значительно расширять географию продаж и в ближайшее время выходить на твердые контракты за пределами России, так как наш внутренний рынок мал, а мировой — плотно оккупирован конкурентами. Boeing и Airbus законтрактовали более 75 процентов от общего спроса на узкофюзеляжные самолеты в мире до 2025 года», — отмечает он. Готовить сервисную сеть для МС-21 за границей, по словам Малкова, нужно еще до начала серийного выпуска самолета.

Нельзя сбрасывать со счетов и политические угрозы, которые неизбежно возникнут при продвижении МС-21 за рубежом. В финансовом отчете «Иркута» за 2015 год говорится, что основные иностранные заказчики корпорации — развивающиеся страны Азии и Африки, в том числе Индия и Алжир. При этом авторы документа не исключают возможное ухудшение политической ситуации в этих регионах, что может привести к сокращению портфеля заказов. Поскольку выход на рынок МС-21 затрагивает интересы двух крупнейших производителей США и Европы, не исключены проблемы с сертификацией самолета за границей, добавляет Малков. Получение соответствующих сертификатов в кратчайшие сроки — одна из важнейших задач ОАК. Впрочем, у главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева нет сомнений, что этот этап в ЕС будет пройден, трудности возникнут скорее у китайского лайнера.

По словам Пантелеева, МС-21 идеально подходит для стартапов на развивающихся рынках — новых авиакомпаний или игроков, которые решат отказаться от традиционных узкофюзеляжных лайнеров. Кроме того, прорехи есть и в незыблемой на первый взгляд дуополии Boeing и Airbus: контракты с ними заключены на несколько лет вперед. Новый игрок с конкурентоспособным продуктом может рассчитывать на заказы от покупателей, не готовых долго ждать.

Пантелеев добавляет, что МС-21 имел бы больше преимуществ с точки зрения выхода на международный рынок, если бы цены на нефть оставались высокими. Общее улучшение с точки зрения снижения стоимости летного часа в новых самолетах достигается прежде всего за счет повышения топливной эффективности — по этому показателю МС-21 опережает A320neo и 737MAX, и значительно превосходит китайский С919. «При нынешних ценах на "черное золото" авиакомпании могут менее интенсивно обновлять свои парки. С другой стороны, на фоне рекордной прибыли авиаперевозчиков (по прогнозам IATA, в этом году — 36,3 миллиарда долларов — прим. «Ленты.ру») и роста рынка авиаперевозок почти во всех крупнейших макрорегионах, возможно и появление новых игроков, которые не будут обременены традиционным выбором в пользу Airbus или Boeing», — резюмирует Пантелеев.

«Иркут» не может даже гипотетически ставить перед собой цель серьезно потеснить таких монстров авиакосмической промышленности, как Boeing и Airbus, но получить часть рынка — вполне выполнимая задача, полагает источник в отрасли. Ранее глава «Иркута» Олег Демченко заявлял, что если МС-21 завоюет хотя бы 10 процентов рынка узкофюзеляжных судов, проект уже можно будет считать успешным.

Newsland.ru

Похожие новости:
Антонов представил фюзеляж нового самолета АН-178
Государственное предприятие Антонов выкатило собранный фюзеляж первого транспортного реактивного самолета Ан-178.Завершить сборку первого прототипа Антонов рассчитывает до конца года, а уже в начале 2015 года — начать тестовые полеты.Ан-178 разработан на базе уже летающего пассажирского Ан-158. ..
2014-08-01 2802 0 Авиация
0
В России создают революционный самолет
В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) приступили к испытаниям нового российского гражданского самолета "Фрегат Экоджет". Эксперты уже окрестили лайнер "маленькой революцией" из-за того, что фюзеляж судна имеет не традиционно круглую форму, а в виде эллипса.В одной из аэродинамических труб ..
2012-08-1 2472 0 Авиация
0
Boeing впервые испытал модель "смешанного крыла" X-48C
Американский авиастроительный концерн Boeing совместно со специалистами NASA провел первые летные испытания беспилотной модели перспективного самолета X-48C, создаваемого по схеме "смешанного крыла" (Blended Wing Body, разновидность компоновки "летающего крыла"). Как сообщается в пресс-релизе Boeing, ..
2012-08-9 2664 0 Авиация
0
На поршневом двигателе в стратосферу
На этой неделе компания Боинг провела наземные испытания своего нового разведывательного БПЛА «Фантом Ай» («Призрачный глаз») - гипертрофированный фюзеляж и крыло большого удлинения (размах - 45 метров). Планируется, что этот Фантом сможет летать на высоте 20 км со скоростью 280 км/час в течение ..
2012-03-23 2140 1 Авиация
0
НАСА и Lockheed Martin начали разработку сверхзвукового самолета
НАСА совместно с американской аэрокосмической компанией Lockheed Martin приступило к созданию практически бесшумного сверхзвукового самолета X-Plane. Об этом сообщается на сайте агентства.Новый самолет должен отвечать требованиям экологической безопасности, перемещаться с как можно более высокой скоростью и быть ..
2016-03-01 2200 0 Авиация
0
Airbus построит сверхзвуковой Конкорд
Компания Airbus собирается построить новый сверхзвуковой пассажирский самолёт, который будет называться "Конкорд-2". Этим проектом авиастроительная корпорация пытается реализовать возможность скоростных перелётов из одной части земли в другую.  Как сообщает "Газета.ru" со ссылкой на Fox News, ..
2015-10-18 2504 0 Авиация
-1
О ядерном бомбардировщике Ту-160
В России создана рабочая группа по созданию нового поколения стратегических бомбардировщиков Ту-160, сообщает Интерфакс со ссылкой на заместителя министра обороны России Юрия Борисова. «Было принято решение о воспроизводстве Ту-160 в новом облике. Мы уже работаем, создали рабочую группу, вместе ..
2015-07-12 1919 0 Авиация
0
Европейцы испытают «более электрический самолет» на гибридной тяге
Немецкий проектный институт Bauhaus Luftfahrt, контрольный пакет акций которого принадлежит европейскому авиастроительному концерну Airbus, объявил о намерении к 2022 году провести испытания «более электрического самолета» с гибридной тягой. Как пишет Aviation Week, в испытаниях примет участие уменьшенная ..
2016-02-08 2041 0 Авиация
0
NASA рассказало об испытании вентилятора для «утопленных» двигателей
Первые продувочные испытания нового воздухозаборника и вентилятора для турбовентиляторных реактивных двигателей, которые рассчитаны на всасывание пограничного слоя, прошли полностью успешно. Как пишет Aviation Week со ссылкой на представителя NASA, в общей сложности эти элементы прошли 17 «продувок» в аэродинамической трубе ..
2016-12-21 5354 0 Авиация
0
Модернизированный Ан-70 совершил первый полет
Украинский военно-транспортный самолет Ан-70 в четверг, 27 сентября, совершил свой первый полет после модернизации. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на руководителя госпредприятия "Антонов" Дмитрия Киву, полет продолжительностью 32 минут прошел успешно. Летные испытания Ан-70 начались в августе ..
2012-09-27 2765 0 Авиация
0
Airbus создает самолет будущего
Ежедневно большое множество людей во всем мире преодолевает огромные расстояния на самолетах. Год от года происходят значительные улучшения и усовершенствования в авиациях: гражданской и военной. Каким будет самолет будущего? Модель самолета 2030 года уже разработана компанией Airbus. Конструкторские особенности ..
2012-09-17 3163 0 Авиация
0
Началась сборка новой версии вертолета Ми-171
Московский вертолетный завод имени Миля приступил к сборке первого прототипа вертолета Ми-171А2, сообщает ИТАР-ТАСС. Ранее Улан-Удэнский авиационный завод передал МВЗ фюзеляж нового вертолета, начало серийного производства которого запланировано на первую половину 2014 года. ..
2012-01-23 2134 1 Авиация
0
В 2015 появится первый Российский арктический вертолет
В настоящее время строительство опытного образца арктического вертолета идет на Улан-Удэнском авиационном заводе. Как сообщил руководитель департамента госпоставок «Вертолетов России» Алексей Путинцев, это специальная модернизация Ми-8 для северных широт. Прежде всего, планируется его производить для арктической группировки ..
2014-08-09 2398 0 Авиация
0
Украинец предложил способ спасения пассажиров самолета
Киевский инженер Владимир Татаренко разработал и запатентовал способ спасения пассажиров из кабины падающего самолета с помощью выброса специальной капсулы. Об этом рассказывает издание TJ. По задумке Татаренко, капсула с пассажирами крепится к фюзеляжу саморазъемными элементами. В случае аварии ..
2015-11-04 2402 0 Авиация
1
Airbus представила A350 XWB на авиасалоне Ле-Бурже
Компания Airbus в пятницу на парижском авиасалоне Ле-Бурже удивила общественность, представив прототип модели самолета Airbus A350 XWB. Авиалайнер сделал тестовый полет на аэропортом Ле-Бурже. Этот полет был третьим случаем, когда прототип модели Airbus A350 ..
2013-06-24 2046 0 Авиация
0