Не всенародное, но достаточно представительное обсуждение будущей структуры и функций Федерального агентства научных организаций /ФАНО/ началось в российском научном сообществе. То есть закон о реформе РАН начал реализовываться.
Это означает, что с ним теперь придется жить всему научному сообществу. Жить и творить науку.
В первую очередь необходимо понимать, что в законе сказано в переводе с юридического русского на практический. Так, РАН получила статус федерального государственного бюджетного учреждения /ФГПУ/. Это означает очерчивание степеней свободы академии: "бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности". При этом финансирование будет идти исключительно из бюджета. Соответственно, и операции с поступающими РАН средствами проводятся только через Федеральное казначейство, и недвижимостью, переданной академией в оперативное управление, она распоряжаться не вправе. То есть РАН не сможет заключать договоры с третьими лицами – скажем, на выполнение научных исследований, - либо же заключать их только после государственного одобрения. И деньги за работу – вновь только через казначейство.
По сути, РАН, можно сказать, "национализировали". Конечно, деньги и раньше шли через казначейство, а казначейство и раньше контролировало расходы академических учреждений. Но прежде институты получали средства не только из государственных источников. Теперь же все посторонние источники перекрыты. По крайней мере, в замысле.
Далее: расходы, связанные с финансовым обеспечением деятельности РАН, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете. Значит, академия должна будет каждый год представлять в правительство некий план деятельности. Фактически это будет планом "проведения фундаментальных и поисковых научных исследований", ибо именно такая формулировка стоит в разделе "Основные цели деятельности РАН". На деле это значит более жёсткий, чем ранее, контроль правительства за ходом и результатами научной деятельности.
Структура РАН и её органов управления существенных изменений, как можно видеть, не претерпели. Академией руководят Общее собрание, Президиум и Президент. Но прерогативы Президиума заметно уменьшились – он утверждает уставы региональных отделений, их руководителей и, как сказано, "согласовывает" кандидатуры руководителей институтов.
Последнее важно, так как поправка РАН о подчинении научных учреждений академии законодателем принята не была – институты РАН теперь будут находиться в ведении новообразованного ФАНО. Агентство же будет утверждать государственные задания на проведение научных исследований для них – но с учётом предложений РАН. То есть тут заложена та самая система "двух ключей", которая должна обеспечить "политику сдержек и противовесов" между агентством и академией.
Вероятно, это будет – особенно поначалу – процесс небезболезненный. Можно быть более чем уверенным, что кадровый состав агентства уже в ближайшее время станет предметом битвы между учёными и чиновниками. Очень многие вспоминают сегодня, что в 30-е годы квантовая физика казалась схоластической заумью, и, разумеется, ни один чиновник не выделил бы тогда средств на то, что сегодня обернулось компьютерами и мобильной связью. Не говоря уже о завтрашних квантовых компьютерах и квантовой электронике.
На обеспечение той же системы двух ключей направлен пункт, требующий, чтобы научные и образовательные организации ежегодно представляли в РАН отчёты о проведённых за счёт средств федерального бюджета исследованиях и о полученных результатах. Логично заключить, что именно эти документы и будут служить основанием для выделения бюджетных средств на следующий год. Таким образом, академия, что называется, ходит у государства "на коротком поводке", но с другой – что свой бюджет она формулирует, защищает и получает сама, чем сохраняет свою независимость от всех, кроме государства.
Но в этом же пункте кроется и ещё одно обстоятельство, которое ранее немало нервировало научных работников. А именно – распределение средств на исследования и закупки оборудования, которое ранее производил Президиум РАН.
Не то чтобы раньше здесь были какие-то значимые злоупотребления. Но президиум собран из живых людей. Из учёных, которые курируют определённые направления, директорствуют в институтах, занимаются исследованиями в своих областях науки. Очень сложно не порадеть своему направлению. Не себе ведь, науке. И часто именно там, где вот-вот будет прорыв, где намечается успех. И как ни крути, а член Президиума РАН, а тем более вице-президент академии – это величина. Которая, как и любая крупная звезда, собственной массой так воздействует на окружающее пространство-время, что в идеальном случае стремится замкнуть его на себя. А тогда образуется "чёрная дыра".
Конечно, когда таких звёзд много, они вступают во взаимодействие друг с другом, образуя подчас самые причудливые конфигурации. Но и не имея возможности замкнуть абсолютно все материальные потоки на себя, руководители РАН постоянно получают обвинения, что распределили что-то не так, не тем, и вообще – вновь проявили волюнтаризм. Так что может оказаться полезной другая конфигурация – когда оборудование и средства будут выдаваться сторонней организацией – и по такому конкурсу, где академический вес будет учитываться лишь в качестве последнего аргумента.
В этих условиях, вероятно, выиграют прежде всего сильнейшие институты – в силу своего веса и размаха решаемых задач. Именно они в этих условиях смогут выигрывать тендеры и получать дополнительное финансирование.
Слабые же в таких обстоятельствах будут либо поглощаться сильными, либо объединяться с ними. Что, впрочем, тоже означает поглощение. Таким образом, в обозримом будущем многочисленные прежние научные учреждения РАН – частью действительно слишком узконаправленные, созданные иногда под конкретного директора – будут сливаться в нечто вроде научных холдингов. Наподобие, скажем, Курчатовского национально го исследовательского центра.
Ну, а кого-то, может, ликвидируют вообще...
Какова же суть закона о реформе РАН? Она – в распределении стратегических и тактических направлений научной деятельности. РАН в видении закона должна выдвигать, обосновывать и защищать предложения о передовых, перспективных с фундаментальной точки зрения направлениях научного поиска. Со своей стороны, государство в лице правительственного агентства будет преобразовывать эти стратегические предложения в конкретные задачи, обеспечивая их выполнение деньгами и оборудованием.
Иными словами, до нынешнего закона у государства не было собственного ответственного лица за поставленные перед институтами РАН задачи. Теперь ответственным за результаты стало правительство России.
Ему и ФАНО в руки.
Источник: itar-tass.com