"В борьбе за возможность научной работы"

В борьбе за возможность научной работы

Людям, перешагнувшим порог III тысячелетия, живущим в информационную эру, стыдно не знать, что наука является одним из ключевых факторов развития человечества. Научная мысль – «планетное явление», по определению Вернадского. Именно «взрыв научного творчества» определяет переход биосферы в ноосферу, создание на планете земля новой, творчески организованной среды, в которой мы живём, и действуем, и радуемся, и мечтаем, которую строим и которую порой постыдно не бережём, засоряя ложными идеями и злыми чувствами, как засоряем промышленными отходами землю.

В 1911 г. академик В.И. Вернадский в речи «Общественное значение Ломоносовского дня», посвящённой юбилею М.В. Ломоносова, подчеркивал государственное значение науки, её роль в строительстве российской державы, в становлении национального самосознания: «Сила русского общества и мощь русского государства тесно и неразрывно связаны с напряжением научного творчества нации». Учёный указывал на недостаточное внимание власти и общества к научным исследованиям, слабое финансирование науки: «Едва ли есть сейчас культурная страна, которая бы, по сравнению с другими своими расходами, так мало тратила на задачи научной работы, как Россия». И констатировал горькую истину: «Теперь, как 150 лет назад, русским учёным приходится совершать свою национальную работу в самой неблагоприятной обстановке, в борьбе за возможность научной работы».

Эти слова, сказанные более 100 лет назад, удивительно современны. Сейчас мы, как и в начале XX века, вынуждены отстаивать наше право на научную деятельность, защищать российскую науку от власти, которая под видом оптимизации и борьбы за пресловутую эффективность (слово, которое в научной, образовательной, культурной среде всё больше воспринимается как ругательное) разрушает Российскую академию наук.

Всякое разрушение есть завуалированное служение смерти. Ибо плод разрушения – хаос, торжество энтропии, и их далеко не так просто преодолеть усилием созидающей воли. Нужны силы, средства, ресурсы. Нужна, наконец, сама эта созидающая воля. В данном случае – воля правительственная. Но в том, что правительственная воля по отношению к РАН является созидающей, позволительно усомниться.

Людям, перешагнувшим порог III тысячелетия, живущим в информационную эру, стыдно не знать, что наука является одним из ключевых факторов развития человечества. Научная мысль – «планетное явление», по определению того же Вернадского. Именно «взрыв научного творчества» определяет переход биосферы в ноосферу, создание на планете земля новой, творчески организованной среды, в которой мы живём, и действуем, и радуемся, и мечтаем, которую строим и которую порой постыдно не бережём, засоряя ложными идеями и злыми чувствами, как засоряем промышленными отходами землю.

Ноосфера – от греческого «нус» – «ум», «разум». Обладание разумом указывает на уникальность положения человека в природе и одновременно на колоссальную его ответственность перед миром, в лоне которого с момента зарождения жизни шёл, по определению Вл. Соловьева, направленный «космический рост», приведший к появлению существа сознающего. Формируя стратегии государственного развития, нельзя не помнить об этой планетарной, а по большому счету вселенской ответственности, нельзя руководствоваться лишь потребностями текущего момента истории, капризами рынка, колебанием цен на нефть и уж тем паче возрастающими аппетитами стяжателей земных сокровищ, которые в случае с РАН направляются на вожделенные метры академических институтов, научных центров, лабораторий, архивов, библиотек и издательств.

Наука – строительница ноосферы. Разрушать её – значит рубить сук, на котором сидишь и совершать прочие алогичные действия, достойные лишь пошехонцев. Наука – фундаментальная сила современного мира, основа роста и (хочется сказать – эффективности, но язык немеет, не в силах побороть отвращения от замаранности ни в чём не повинного слова) крепости национальной экономики. Экономить на науке – значит проявлять вопиющую недальновидность. Наука – сложный, но сбалансированный организм, живущий не по указке, а по своим имманентным законам, и далеко не безобидно директивно выделять одни отрасли научного знания, пренебрегая другими, шпынять то естественную, то гуманитарную сферу, ведя себя подобно слону, наводящему порядок в посудной лавке. Ещё менее безобидно ограничивать вложения в развитие долгосрочных фундаментальных исследований, заведомо проигрывающих в условиях рынка краткосрочным локальным разработкам. Да, последние быстрее и подчас… эффективнее находят выход в производство и особенно в область услуг. Но фундаментальные исследования связаны с дальними горизонтами развития, во многом определяют будущий облик страны, её место и авторитет в сообществе наций, не говоря уже о роли в истории. И то, что их влияние сказывается далеко не сразу, не умаляет их ключевого значения. В.И. Вернадский, а он гораздо лучше чиновников понимал, как устроена наука и как она должна быть организована, в статье «Задачи науки в связи с государственной политикой России» (1917) предостерегал: «Нельзя заботиться о развитии одних научных дисциплин и пренебрегать другими. Нельзя обращать внимание только на те, приложение к жизни которых сделалось ясным, и оставлять без внимания те, значение которых не сознано и не понимается человечеством». Нельзя так поступать человечеству, если оно не хочет погибнуть от естественных или рукотворных катастроф. Нельзя так поступать государству с тысячелетней историей, если оно хочет быть и дальше державой, имеющей международный авторитет, а не превратиться в «этнографический материал», из которого другие, более дальновидные в научной политике страны будут лепить свои собственные геополитические фигуры.

В деле строительства ноосферы наука действует в тесной связке с образованием и культурой. Увы, и в этих областях в последние годы идут необоснованные эксперименты. Все под тем же лозунгом эффективности разрушается высшее образование. А введением образовательных стандартов (слово-то какое – стандарт! – так и тянет задуматься: не на стандартизованного ли, нумерованного индивида рассчитаны нынешние учебные программы?), итоговой аттестации в форме ЕГЭ, сужения бесплатного образовательного минимума расшатывается российская школа с её вековыми учебными традициями. Школа, которая учила думать не в заданном формате учебного теста, а в широком проблемном поле, решать творческие задачи, а не выбирать один из четырех ответов, ставя в квадратике незатейливый крестик. Школа, в которой учитель был Вергилием по универсуму знаний, а не дрессировщиком, главная задача которого – натаскать на ЕГЭ. Впрочем, о задачах нынешней образовательной политики прямо и откровенно высказался ещё прежний министр образования А. Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя».

Российская школа всё активнее, если не сказать – агрессивнее – вдвигается в сферу услуг. А значит, стирается тот духовный смысл, который вкладывали в понятие «образование» поколения российских педагогов – теоретиков и практиков, чутких к языку и потому понимавших, что подлинное образование есть творение образа – образа мира, который слагается в уме и сердце учащегося в процессе познания, образа человека, в который облекается сам ученик, работая не только над знаниями, но и над собой. В школе ЕГЭ и стандартов оскопленным, стандартизованным становится и само знание. Оно – уже не язык, на котором бытие говорит с человеком, а продукт, ценность которого зачастую зависит не от состава, а от красочной, бьющей в глаза упаковки. В пространстве сервилизма и лакейского «чего изволите» верховной ценностью выступает успех, определяемый внешними, а не внутренними достижениями. Критерий успеха нынешние чиновники навязывают и научному сообществу, оценивая уровень работы научных коллективов по внешним показателям, не интересуясь сутью и качеством работы, творческой перспективностью полученных результатов.

Та же ориентация на обслуживание и внешнюю успешность проявляется в сфере культуры. Пожалуй, по последствиям она страшнее, нежели действующая в культурном хозяйстве кампания оптимизации: укрупнение, слияние, отсев части кадров и последующее закрытие «неэффективных» учреждений, ибо чревата перерождением духа культурного делания. В цивилизации потребления и услуг культура перестает быть возделыванием, силой, возвышающей человека, расширяющей поле зрения и понимания, устремляющей к совершенству. Превращается в одно из средств времяпрепровождения, ни к чему не обязывающей игры. Между тем культура – не избыток, не роскошь, скрашивающая время досуга, но столь же равновеликая составляющая бытия, как жизнь и сознание. Вместе с наукой она идет в авангарде борьбы с энтропией, превращая нестройное в стройное, давая форму бесформенному, кумулируя энергию, препятствуя её рассеянию. Эту сущность Культуры, вмещающей в себя Логос, чувствовали и сознавали русские мыслители и ученые: Н.А. Умов, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский. Но к ней абсолютно нечувствительны нынешние реформаторы, меряющие бытие по формуле «товар – деньги – товар».

Между тем пренебрежительное отношение к науке, культуре, образованию уже дало свои горестные плоды. Взрычатость и нестабильность в обществе, конфликты на национальной почве, бытовая агрессия и преступность усугубляются и будут усугубляться в отсутствие грамотной образовательной и культурной политики, рядом с которой встанет и умная политика в сфере науки. Ибо наука – помощница образования и союзник культуры, её достижения ложатся в основу образовательных программ, расширяют пространство культурного поиска. И от творческого взаимодействия этих сфер, от уровня их развития во многом зависит то, человеческий или зверочеловеческий тип восторжествует на пространствах современной России. Впрочем, потребителю зверочеловеческий лик не помеха. А вот высокий уровень образования, культура, а тем более развитая наука ему не нужны. Он не может понять, для чего они потребны, как мартышка в басне Крылова не могла разобрать, для чего служат очки.

Станет ли наконец наша власть умной и дальновидной? Поймёт ли, что человек-потребитель, даже если воспитать из него «квалифицированного потребителя», никогда не будет подлинным патриотом своей страны, ибо его собственное «я» перевесит и благо общественного целого, и нравственный долг. Что идея рынка основой «творческой идеи России» не станет и государство не укрепит. Хорошо бы и обществу, и властям предержащим помнить пророческие слова Вернадского: «Только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным в мировой жизни, который является творческим народом в научной работе человечества».

Источник: chaskor.ru

Похожие новости:
Выходец из России стал лауреатом крупнейшей научной премии
Лауреатами ежегодной Breakthrough Prize в области математики стали французский ученый российского происхождения Максим Концевич, англичане Саймон Дональдсон и Ричард Тейлор, американо-австралийский ученый китайского происхождения Теренс Тао и американец Джейкоб Лурье. Об этом в интервью «Газете.Ru» сообщил ..
2014-06-25 1357 0 Наука и образование
0
Изменен порядок присуждения ученых степеней
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал изменения в порядок присуждения ученых степеней. Заседания диссертационных советов будут проходить под аудиовидеозапись.- Сегодня скандалы с липовыми защитами пошли на убыль. Тем не менее практика применения норм этого положения показала, что в него надо ..
2016-04-11 1050 0 Наука и образование
0
РАН попросила Путина вернуть ей шесть институтов
Президент РФ Владимир Путин одобрил просьбу главы РАН Владимира Фортова вернуть около 20 научных институтов, музеев и архивов в ведении Академии, не передавая их Федеральному агентству научных организаций. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя пресс-службы РАН. В распоряжении агентства ..
2013-11-12 1443 0 Наука и образование
1
В России создается система государственной научной аттестации
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление "О федеральной информационной системе государственной научной аттестации", утвердив правила ее создания и ведения. Об этом сообщила сегодня, 23 ноября, пресс-служба правительства. Эта система призвана контролировать присуждение соискателям ученых степеней и званий, их лишение ..
2013-11-23 1199 0 Наука и образование
0
Правительство Японии окажет помощь женщинам-ученым
Одно из направлений, в котором работает нынешнее правительство Японии, – увеличение в стране количества женщин, занимающих важные и ответственные посты. Как заявил премьер-министр Синдзо Абэ: «Я сделаю все, что смогу, чтобы Япония стала страной, в которой живут ..
2014-02-03 1090 0 Наука и образование
0
Правительство направило в Госдуму законопроект о финансировании науки
Правительство направило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации» в Госдуму. Об этом сообщается на сайте Правительства России. Законопроект ..
2014-12-14 1144 0 Наука и образование
0
На борьбу с лженаукой в России потратят 30 миллионов рублей
Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований и Минобранауки планируют потратить около 30 миллионов рублей на опровержение псевдонаучных знаний, сообщает во вторник, 7 октября, «Известия». Обличать недостоверную научную информацию собираются через социальные сети и СМИ. Кроме того, как отмечают ..
2014-10-07 1169 0 Наука и образование
0
Нобелевский лауреат поблагодарил Усманова за возвращение медали
Лауреат Нобелевской премии американский биолог Джеймс Уотсон заявил, что глубоко тронут жестом российского миллиардера Алишера Усманова, который купил на аукционе Нобелевскую медаль, чтобы вернуть ее владельцу, сообщает агентство Sputnik. Российский предприниматель Алишер Усманов приобрел ..
2014-12-11 1439 0 Наука и образование
0
Реформирование науки привело к оттоку ученых из нижегородских институтов
Нижегородские ученые считают, что реформы в сфере академической науки, которые проводятся сейчас, уже имеют негативные последствия. В частности, затронуты интересы простых научных сотрудников. В связи с этим наблюдается отток кадров, прежде всего молодежи, из институтов РАН. В Нижнем ..
2014-09-05 1526 0 Наука и образование
0
Thomson Reuters наградила самых влиятельных ученых из России
Российское подразделение по научным исследованиям и интеллектуальной собственности компании Thomson Reuters (Intellectual Property & Science, IP & Science) в четверг, 25 сентября, наградило самых влиятельных российских ученых, издания и научные организации. Победителей определили по показателям цитируемости в Web of Science ..
2014-09-27 1371 0 Наука и образование
0
Под Киевом появится уникальный научный центр
Под Киевом создается Международный центр детского научного творчества. Здесь проживать и обучаться сможет до 400 детей одновременно.  [Игорь Чернецкий, заведующий лабораторией]:«Это будет самый большой в Восточной Европе центр, где дети смогут овладеть наиболее современными технологиями, а их научные руководители ..
2013-09-24 1073 0 Наука и образование
0
В Москве рассказали о грядущих конференции и форуме «Наука будущего»
15 сентября в информационном агентстве «ТАСС» состоялась пресс-конференция, посвященная проведению II Международной научной конференции «Наука будущего» и II Всероссийского научного форума «Наука будущего – наука молодых», которые Министерство образования и науки России проводит в Казани с 20 по 23 сентября. Об этом говорится ..
2016-09-17 940 0 Наука и образование
0
Александр Некипелов: вернуть научное самоуправление
Общее собрание Российской ака­демии наук приняло устав РАН, что предусматривалось зако­ном об ее реорганизации. Это бы­ло принципиально важным, потому что иначе она могла оказаться вне правово­го поля, комментирует событие академик РАН Александр НЕКИПЕЛОВ. Правда, замминистра образова­ния РФ Людмила Огородова высказала ..
2014-04-14 1239 0 Наука и образование
0
Научная рота ВВС подала заявки на патенты своих изобретений
Молодые военнослужащие научной роты Военно-воздушных сил России подали первые заявки на патенты нескольких своих изобретений, сообщил начальник пресс-службы Западного военного округа полковник Олег Кочетков. «Спустя несколько месяцев службы в Воронеже они стали авторами изобретений, которые ..
2013-12-11 1311 0 Наука и образование
0
Молодые ученые отправили Путину письмо с критикой реформ
Лауреат президентской премии по науке Алексей Бобровский: «После тех преобразований, которые затеяли авторы законопроекта, ничего не изменится» Их ровно двенадцать - молодых ученых, большинство из тех, кто не так давно получил от президента премию по науке. В пятницу, 5 сентября они объединились, чтобы ..
2013-09-6 1398 0 Наука и образование
0