Вопрос «почему экранопланы так и не получили широкого распространения-» весьма не прост. Ведь самые первые исследования и эксперименты по аппаратам, использующим экранный эффект, относятся едва ли не к первым годам существования авиации – началу XX века. Однако самолёты с тех пор достигли практически «космических» (во всех смыслах) высот, а экранопланы по сей день - тема почти из области экзотики.
Собственно, суть проблемы и заключается в специфике этих транспортных средств. Экраноплан – он, то ли «недосамолёт», то ли «перекорабль». Задача сродни прутковской антитезе: «в одну телегу впрячь не можно вола и трепетную лань». Существовать, скользить на грани двух сред – вот она уникальная особенность, которую до сих пор пытаются уловить конструкторы и инженеры.
Впрочем, решать не решаемые задачи – это так традиционно для русской технической мысли. Со времен самого Левши. Посему, немудрено, что наибольший прорыв в экранопланостроении был совершён именно у нас в России, если точнее в СССР. Автором этого прорыва, «экранопланным левшой» стал легендарный изобретатель и конструктор Ростислав Алексеев. Тот самый, благодаря которому был создан морской и речной пассажирский флот на подводных крыльях, сохраняющий мировое лидерство в скоростном водном транспорте по сей день.
Собственно, поиски еще большего повышения скорости и привели Алексеева к идее «выскочить» из воды и «опереться» на экранный эффект.
Экранный эффект – по сути, динамическая «воздушная подушка», создаваемая под низко летящим над поверхностью крылом. И чем больше ширина крыла, тем на большем расстоянии от поверхности будет действовать эта «подушка». Хорошо, если эта поверхность ровная: гладкая вода при штиле или ледяное поле. Тогда и крыло необходимо не столь широкое. Но согласитесь, кому нужен транспорт, который движется «впритирку» и не может преодолеть неровностей или волнения хотя бы двух-трех метровой величины. А лучше иметь запас «мореходности» в 5-10 метров.
Эти соображения и привели Алексеева к выводу, что целесообразным экраноплан становится, если ширина его крыла (хорда) достигает десятка и больше метров. Соответственно, и сами габариты такого транспортного средства должны быть поистине впечатляющими.
В общем-то, они реально и «впечатлили» натовских генералов, когда им на стол были выложены снимки невообразимого судна длиной более 100(!)м, сделанные шпионским спутником над акваторией Каспийского моря. По оперативным данным западной разведке было известно о секретной работе над неведомым советским объектом под аббревиатурой «КМ». И когда они впервые увидели очертания нового советского изделия, они сразу же и поняли, что это и есть сверхсекретный объект «КМ», и так его и окрестили – «Каспийский монстр». Хотя на самом-то деле буквы КМ означали в конструкторском бюро Алексеева всего-навсего «корабль-макет».
Но «чудовищность» судна нового типа была оценена по справедливости. Масса пустого – 240 тонн, максимальная взлетная масса – 544 тонны (!). Крейсерская скорость – до 500 км/ч. Было от чего схватиться за голову натовцам. Таких «монстров» в их арсенале точно не имелось.
Да и ни у кого, кроме нас, не имелось, ибо создание такого судна может быть осилено только при условии серьезной государственной программы, которая и действовала почти до самого конца существования Советского Союза…
Ну а дальше и так все знают. Рухнул Союз, рухнула и программа создания боевых экранопланов. Было свернуто производство и «монстров», и более «скромных» созданий КБ Алексеева – экранопланов «Орлёнок» и «Лунь». Страна, оказавшаяся на краю бездны, не могла позволить себе столь грандиозных проектов.
И то, что сегодня Минобороны России вновь возвращается к идее оснащения ВС РФ экранопланами, стоит только приветствовать. Никому не быть равным нам ни в небесах, ни на земле, ни на море!
Ни на грани стихий.