Звёзды типа Солнца, постарев, разрывают свои планеты

По всей видимости, сходная судьба ждёт и Землю...

Многочисленные наблюдения давно поставили на поток открытие солнцеподобных звёзд с «горячими Юпитерами», гигантскими мирами, удалёнными от своих звёзд на расстояния, меньшие, чем в нашей системе разделяет Меркурий и Солнце (как я устал писать эту фразу! Но мозг неизобретателен, отсюда и повторы)... Однако эти «горячие Юпитеры» почему-то очень редко — да почти никогда! — не удаётся обнаружить вокруг звёзд, называемых субгигантами, которые израсходовали почти всё своё термоядерное топливо и постепенно сходят с главной последовательности, расширяясь до нескольких диаметров нормальной жёлтой звезды.

В учёном народе широко бытует мнение, что, поскольку такие распухшие звёзды в своей молодости были примерно вдвое тяжелее Солнца, это могло повлиять на то, где формировались их планеты — ближе или дальше, чем, скажем, в нашей Солнечной.

Чтобы проверить такую точку зрения, Кевин Шлауфман (Kevin Schlaufman) и Джошуа Вин (Joshua Winn) из Массачусетского технологического института (США) следили за положением 142 звёзд нашей Галактики, располагающих собственными планетами.

Звёзды рождаются в скоплениях, и после их образования скопления со временем начинают рассеиваться в окружающем пространстве. Более массивные светила раньше прочих расходуют свой водород, поэтому их «постаревшие» популяции не успевают рассеяться слишком далеко. Однако когда исследователи проанализировали среднее рассеивание для звёзд-субгигантов с планетами, выяснилось, что расстояние между ними столь велико, что они явно старше, чем считалось. А это значит, что их масса в молодости была ниже, так что в юные годы по массе они примерно равнялись Солнцу.

«Следовательно, мы смотрим на звёзды того же типа [что в молодости имели «горячие Юпитеры»], но в разные моменты их жизни, — заключает г-н Шлауфман. — Что-то заставило планеты субгигантов исчезнуть».

По мнению исследователей, этим «чем-то» были сами звёзды в стадии субгигантов. После их драматического расширения гравитационное воздействие на планеты, расположенные поблизости от красных субгигантов, резко возросло, и «горячие Юпитеры» попадали в предел Роша, где их просто разрывало на куски.

Сходная судьба, полагает Кевин Шлауфман, может ждать Землю через шесть миллиардов лет, когда Солнце станет красным субгигантом. «Нам придётся уехать с этой планеты, но мы не сможем вернуться на неё туристами, чтобы полюбоваться каменным шаром, который некогда был Землёй, — мечтает учёный. — Впрочем, я уверен, что через шесть миллиардов лет людям и без того будет чем заняться».

Источник: compulenta.computerra.ru

Планету X обвинили в наклоне оси вращения Солнца
Астрономы Элизабет Бейли, Константин Батыгин и Майкл Браун из Калифорнийского технологического института (США) связали наблюдаемое наклонение оси вращения Солнца с гравитационным влиянием открытой ранее последними двумя авторами Планеты Х. Препринт исследования опубликован на сайте arXiv.org.В настоящее ..
2016-07-17 1477 0 Космос
У маленьких солнц обнаружена атмосфера, богатая свинцом
Раньше у учёных была гипотеза, что самые богатые свинцом звёзды, известные науке, могут представлять собой краткий этап в эволюции светил. Однако подтверждений тому не существовало, так как было собрано недостаточно данных об их существовании. Ранее исследователи выявили девять маленьких ..
2013-08-2 1379 0 Космос
Как сформировались и развивались газовые гигантские планеты?
Новое теоретическое моделирование Алана Босса даёт представление о том, как сформировались и развивались газовые гигантские планеты Юпитер и Сатурн в нашей Солнечной системе, сообщает informvest.com. Недавно его работы были опубликованы в Astrophysical Journal. На ранних стадиях развития, молодые звёзды ..