Авария ракеты-носителя убедила правительство России в необходимости полноценной реформы отрасли.
Вчерашний неудачный старт «Протона-М», закончившийся потерей не только самой ракеты-носителя, но и трех спутников ГЛОНАСС, стал последним в истории Роскосмоса. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, в нынешнем состоянии ракетно-космическая промышленность России далее существовать не может.
Вице-премьер рассказал корреспондентам «Интерфакса», что в целях ее реформирования будет создана специальная комиссия, которую он, в соответствии с распоряжением президента, возглавит. Реформа будет основана на «консолидации промышленности в рамках единой интегрированной структуры». По словам Рогозина, Роскосмос в итоге должен превратиться в ОАО под условным пока названием «Объединенная ракетно-космическая корпорация».
В распоряжение этой корпорации поступят все государственные акции, которые в настоящее время находятся в ведении разрозненных предприятий. Вице-премьер отметил, что это повлечет за собой преобразование ФГУПов в ОАО с «глубоким анализом» всей их собственности.
Вслед за этим «будет резко сужена номенклатура той продукции за счет универсификации технических решений, тем самым это будет серьезный шаг в сторону безаварийности отрасли», - цитирует агентство вице-премьера. Однако государственный заказчик все же сохранится, поскольку стартовая инфраструктура на Байконуре, Плесецке и на будущем космодроме Восточный останется в ведении Федерального космического агентства.
Расследованием аварии «Протона» в настоящий момент занимается специально созданная комиссия. Ей предстоит проверить пусковую документацию, стартовое оборудование и многое другое, чтобы выявить причины происшедшего. По итогам работы комиссии, отметил Рогозин, будут сделаны «крайне жесткие выводы». Причем, они не будут ограничены только поиском виноватых в данном конкретном случае. По словам вице-премьера, выводы затронут «гораздо более сложную проблему». Он также уточнил, что комплексное исследование всех элементов ракеты, разгонного блока двигателей, системы управления предстоит провести уже после анализа специалистами телеметрической информации, которая, как ожидается, будет получена сегодня.
Предположительно, причина аварии кроется в первой ступени двигательной системы ракетоносителя, рассказал «Известиям» начальник пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов. Ведь в первые 17 секунд полета работала именно она. Разгонные блоки и прочие системы ракеты здесь ни при чем, посчитал он. С ним согласился начальник управления внешнеэкономической деятельности РКК «Энергия» Александр Деречин, заявив, что разгонный блок «Бриз-М», ранее бывший причиной нескольких неудачных запусков, уже успел реабилитировать себя.
Газета отмечает, что вчерашняя авария не только сломала график космических запусков (ранее запланированные будут отложены до окончания работы правительственной комиссии), но и лишила ГЛОНАСС определенного запаса прочности. Дело в том, что до конца года на орбиту предполагалось вывести еще четыре спутника. Сейчас там находятся четыре резервных аппарата. Однако два из них уже превысили свой гарантийный срок. Еще один выработает его в следующем году. Четвертым же спутником планируется заменить вышедший из строя в действующей группировке. Иначе говоря, ГЛОНАСС остается без резерва.
Впрочем, по словам экспертов, на качество работы ГЛОНАСС это не повлияет. В случае потерь обычные потребители их не ощутят, поскольку система дублируется GPS. Хотя, с другой стороны, утрата спутников отменяет запланированное ранее улучшение характеристик ГЛОНАСС.
Еще один собеседник издания, пожелавший остаться неназванным, заметил, что потеря «Протона» гораздо хуже, чем спутников ГЛОНАСС. По его мнению, это сигнал о том, что теряется практика сборки безотказных ракет.
Здесь стоит вспомнить об инциденте, произошедшем на Байконуре в августе прошлого года. Тогда закончился неудачей запуск спутников «Экспресс-МД2» и Telkom-3. В аварии как раз был виноват тот самый разгонный блок «Бриз-М», двигатели которого выключились гораздо раньше, чем это было рассчитано специалистами.
Аналогичная авария случилась и в декабре 2010 года. Тогда «Протону» также не удалось вывести на орбиту спутники ГЛОНАСС. В результате технической ошибки — в разгонный блок залили на полторы тонны топлива больше, чем нужно — дорогостоящее навигационное оборудование было утоплено в Тихом океане. Кстати и вчерашняя авария обошлась недешево. По словам собеседников издания, ущерб составил более четырех миллиардов рублей. Из них более половины приходится на долю самой ракеты.
Источник: km.ru