В США создана компания для добычи ископаемых в космосе

Новая компания, поддержанная основателями Google и известным кинорежиссером Джеймсом Кемероном, а также рядом других западных бизнесменов и публичных личностей, займется поиском полезных ископаемых, однако делать это она будет не на Земле, а в космосе, в частности на астероидах.

Новое предприятие, получившее название Planetary Resources, формально о своем рождении заявило лишь на этой неделе и в публичных данных, опубликованных в проспекте компании, говорится крайне мало о сути проекта. Сообщается лишь, что она будет заниматься двумя направлениями - космическими исследованиями и природными ресурсами.

По мнению создателей компании, будущая добыча полезных ископаемых потенциально способна добавить триллионы долларов мировому ВВП, а также "поддержать дальнейшее развитие человечества". Формально о создании компании было объявлено на специальном мероприятии во вторник в американском Сиэттле.

На первый взгляд может показаться, что данный анонс больше напоминает сцену из фантастического фильма, однако создатели Planetary Resources выбрали иную стратегию: вместо того, чтобы заявить о создании компании перед журналистами и общественностью, они собрали специалистов по освоению космического пространства и экспертов из НАСА, чтобы обсудить направления, связанные с освоением "космических недр". Предполагается, что на первом этапе специалисты займутся исследованием околоземных объектов, чтобы отработать саму концепцию космической добычи и доставки на Землю полезных ископаемых.

Технически, возможность доставки таких ресурсов, как никель, золото, железо, уран и других, обсуждается специалистами на уровне теории уже несколько десятков лет, однако стоимость таких проектов сейчас никто не берется установить, что делает их трудно реализуемыми на практике. Эксперты из НАСА говорят, что первые проекты по космической добыче могут быть фантастически дорогими, они могут обойтись в десятки миллиардов долларов только чтобы доставить партию полезных ископаемых стоимостью в миллион долларов. Впрочем, через несколько десятков лет соотношение цен вполне может быть обратным.

Анонс новой компании проводили в США предприниматель Питер Диамантис и Эрик Андерсон, ранее уже проявлявшие интерес к коммерческому космосу. Диамантис является одним из основателей соревнования Ansari X-Prize, в рамках которого частные разработчики пытаются создать космические корабли разных предназначений. Сам Диамантис уже довольно давно говорит о направлении космической добычи полезных ископаемых. По его словам, на сегодня технологии уже позволяют слетать на какой-нибудь астероид и доставить оттуда различные породы, однако вопрос заключается в том, чтобы сделать этот процесс экономически целесообразным. Иными словами, стоимость ископаемых должна быть выше, чем стоимость их добычи и доставки.

"Я уверен, что преимущества космических ресурсов для человечества - это критически важно", - говорит Диамантис.

В числе соинвесторов Planetary Resources значится и режиссер Джеймс Кемерон, чей фильм "Аватар" как раз построен на идее добычи полезных ископаемых на дальней планете. Также деньгами проекту помогают Ларри Пейдж и Эрик Шмидт из Google. Значится здесь и экс-менеджер Microsoft Чарльз Симони, который ранее летал в космос на российском "Союзе". Президентом новой компании назначен Крис Левицки, который ранее в НАСА занимался марсианскими программами. Диамантис и Андерсон обозначены в качестве сопредседателей.

О создании компании было объявлено в Музее полетов Сиэттла, однако после официального анонса о создании компании стороны больше не давали каких-то комментариев по Planetary Resources.

Независимые эксперты говорят, что астероидная добыча может быть организована несколькими способами. Например, путем отправки людей на какой-то космический объект и организовать добычу их руками, можно организовать добычу полезных ископаемых при помощи роботизированных средств, которые будут курсировать между Землей и астероидом, добывая те или иные ресурсы.

Создатели проекта говорят, что помимо потенциальных выгод от наличия нужных металлов и руд, такие миссии обеспечили бы человечеству колоссальную космическую экспертизу и позволили бы стать будущим поколениям людей хозяевами не только Земли, но и всей Солнечной системы. Сегодня, пожалуй, уже ни у кого не возникает вопроса, будет так, или нет. Вопрос заключается лишь в том, когда именно технологии дойдут до того уровня, когда за тем или иным металлом можно будет слетать, скажем на Меркурий или Сатурн и вернуть его на Землю.

Ранее в этом месяце в НАСА провели теоретическое исследование, в котором установили, что при нынешних технологиях доставка на окололунную орбиту 7-метрового астероида с полезными ископаемыми обошлась бы в 2,6 млрд долларов. Это чересчур дорого. Сам смысл операции теряется. Однако через 10-15 лет технологии позволят сделать это в сотни раз дешевле, говорят эксперты.