Сверхмассивные чёрные дыры росли быстрее, чем принято думать

Годами было принято думать, что сверхмассивные чёрные дыры (СМЧД) в центрах галактик набрали свою колоссальную массу, доходящую иногда до 20 млрд солнечных, постепенно, шаг за шагом поглощая окружающую их материю. Ну а по мере роста массы в ядрах и «набора веса» самой галактикой тучнели и СМЧД. Поэтому, зная массу галактики, астрономы полагали возможным обсчитать её центральную ЧД.

Профессор Алистер Грэм (Alister Graham) из Суинбёрнского технологического университета (Австралия), исследовав данные, полученные «Хабблом», «Очень большим телескопом» и телескопом Кека, заявляет, что истинное положение дел вовсе не таково. Изучив 72 галактики с относительно точно установленными массами центральных ЧД, учёные пришли к выводу о радикально большей скорости этого процесса. «Чёрные дыры росли быстрее, чем мы думали, - полагает г-н Грэм. - Как мы теперь знаем, каждое десятикратное наращивание массы звёзд в галактике сопровождается стократным ростом массы СМЧД». Иными словами, вот такое поглощение происходит намного чаще, и именно оно обеспечило конец жизненного пути для многих звёздных систем прошлого.

Обратная ситуация характерна для плотных скоплений звёзд, наблюдаемых в центрах малых галактик и в галактиках, обладающих дисками, в числе которых и наш Млечный Путь. В галактиках малой массы плотные звёздные скопления, в каждом из которых может содержаться до миллионов светил, растут с опережением относительно темпов увеличения массы ЧД.

Если до сих пор учёные думали, что звёздные скопления содержат примерно 0,2% от массы галактики, то теперь всё поменялось: доля может заметно колебаться от галактики к галактике в зависимости от их морфологии. И чем больше СМЧД, тем быстрее она наращивает темпы поглощения окружающего её вещества. А вот если галактика невелика, и сверхмассивных чёрных дыр нет (или они воздержанны в поглощении газа и звёзд), то в ядре образуется множество больших и плотных звёздных скоплений.

Кстати, проведённый австралийцами анализ может объяснить обнаружение в конце прошлого года крупнейшей известной СМЧД Вселенной в галактике весьма низкой массы.

Источник: science.compulenta.ru

Чёрные дыры растут быстрее, чем их родные галактики
Учёные Суинбёрнского центра астрофизики и суперкомпьютерных технологий в Мельбурне в Австралии установили, что масса чёрной дыры увеличивается гораздо быстрее, чем масса её родной галактики. Не приведёт ли это к тому, что рано или поздно чёрная дыра полностью поглотит свою собственную галактику. В пределах ..
2013-01-23 2229 0 Космос
Чёрные дыры съели холодный водород в ранней Вселенной
Группа австралийских астрономов выдвинула гипотезу о том, что за отсутствие холодного водорода в самых старых наблюдаемых галактиках ответственны сверхмассивные чёрные дыры в их ядрах. Австралийские астрономы Стивен Каррен из Сиднейского университета и Мэттью Уайтинг из Государственного объединения научных и прикладных исследований ..
2012-11-20 1902 0 Космос
В туманности Андромеды обнаружили чёрную дыру
Очень яркий рентгеновский маяк, сияющий в туманности Андромеды, указывает на голодную чёрную дыру, которая поглощает материал с бешеной скоростью. Американская орбитальная рентгеновская обсерватория "Чандра" обнаружила так называемый ультраяркий источник рентгеновского излучения (ULX) в конце 2009 года. Анализ ..
2012-02-25 2512 1 Космос
Чёрные дыры действительно могут влиять на всю галактику
Международная исследовательская группа, которую возглавлял Франческо Томбези из Центра космических полётов НАСА им. Годдарда (США), обнаружила новую разновидность потоков, производимых чёрными дырами, которая в достаточной мере мощна и встречается весьма часто, чтобы объяснить странную ..
2012-03-6 1802 0 Космос
Чёрных дыр не существует?
Учёные из Кливлендского Университета, штат Огайо, вывели математические формулы, из которых следует, что чёрных дыр не существует. Это открытие, оказавшись правильным, произведёт революцию в астрофизике и разрешит парадокс, сбивающий последние четыре десятилетия физиков с толку. С первого взгляда, понятие чёрной ..