Суперземли могут обладать необычным защитным магнитным полем

Планеты, размеры которых превышают земные в несколько раз, но при этом не доходят до размеров газовых гигантов вроде Нептуна, именуются суперземлями. Эти скалистые миры находят постоянно.

Недавно группа исследователей из США выяснила, что происходит с оксидом магния, минералом, который в большом количестве содержится у поверхности и в земной мантии, при высоких температурах и давлении. Используя лазерные импульсы, учёные на миллиардную долю секунды разогрели вещество до 50000 °C и сжали под давлением в 14 миллионов раз превышающим атмосферное. Именно в таких условиях MgO находится в недрах очень больших суперземель.

Лабораторный тест показал, что порода сначала преобразуется в другую кристаллическую форму, а потом расплавляется, превращаясь в жидкий металл. Так как суперземли могут обладать огромными запасами этого минерала, то близ их поверхности могут присутствовать целые океаны расплавленного магния, которые в свою очередь могут обеспечивать им магнитные поля, защищающие далёкие миры от вредной космической радиации.

Это означает, что на суперземлях при прочих благоприятных условиях может существовать жизнь. А так как находят такие экзопланеты довольно часто, шансы на обнаружение человеком инопланетных форм жизни значительно увеличиваются.

"На протяжении многих десятилетий мы полагали, что планеты земной группы – Земля, её соседи вроде Марса и далёкие суперземли – обладают земными особенностями: внешней оболочкой или мантией, состоящей из неметаллических оксидов, и богатым железом металлическим ядром, которое порождает защитное магнитное поле планеты", — рассказал ресурсу Space.com ведущий автор исследования Стюарт Макуильямс (Stewart McWilliams) из Института Карнеги.

"Наши знания о Земле мы переносим на другие удалённые планеты, наблюдения за которыми затруднено. А затем мы в очередной раз убеждаемся, что наши антропоцентрические идеи неверны, что нужно больше фантазии для понимания таких чужих миров", — добавляет Макуильямс.

"Наши результаты показывают, что представление о том, что планетарные магнитные поля могут появляться только из-за железных ядер, слишком ограничено. Они также могу формироваться благодаря планетарной мантии. Вообще-то, такая идея была высказана теоретиками много десятилетий назад, но теперь у нас есть данные, которые это доказывают, — поясняет учёный.

Часто мы говорим о том, что жизнь на других планетах может появиться только в присутствии у них магнитного поля, защищающего организмы, подобные человеку, от космических лучей. Теперь мы знаем, что магнитные поля могут быть у значительно большего количества планет, а значит, нам стоит задуматься о необычных средах, в которых может зародиться жизнь".

Впрочем, Макульямс тут же предупреждает, что планетологам по-прежнему очень мало известно о физике суперземель, что необходимо создавать новые улучшенные компьютерные модели таких миров.

"Спекулировать легко, а делать определённые выводы сложно. Учёным предстоит ещё многое исследовать. Мы просим интересующуюся публику запастись терпением", — шутит Макуильямс.

Также по теме: Астрономы нашли суперземлю, потенциально пригодную для жизни Астрономы нашли планету, очень похожую на Землю Объявлен новый претендент на звание второй Земли Американские учёные испарили Землю Астрономы обнаружили планету, похожую на парилку в бане