Почему Россия не "поделилась" спутником "Экспресс-АМ4"

Почему Россия не поделилась спутником Экспресс-АМ4

25 марта был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане российский телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4». Это заурядное по меркам современной космической деятельности событие стало, тем не менее, завершением одной из самых необычных интриг, когда-либо разворачивавшихся за пределами атмосферы.

Ну и в чем же здесь интрига?

Представьте – вы купили фургон для перевозки людей и грузов, но пока тягач тащил его вверх по горному серпантину к месту назначения, неожиданно лопнула сцепка, и оторвавшийся фургон повис над обрывом, угрожая автомобилям, двигающимся по лежащим ниже изгибам дорожной «ленты». Втащить его обратно на трассу нет никакой возможности.

Тяжело вздохнув, вы сообщаете страховой компании об утрате фургона (что в данной ситуации совершенно обоснованно), выбираете момент, когда внизу нет автомобилей, и уже собираетесь столкнуть его с обрыва, как вдруг слышите: «Стойте, стойте!». Кто-то бросается к вам с призывом не уничтожать фургон, а отдать его под жилище для бездомных. Ведь это фактически дом. Пусть он послужит хоть в этом качестве, тем более с такими благими целями.

Но вы отвечаете: «Нет уж! Это – моя собственность, и если я не могу ей воспользоваться, то пусть она и другим не достанется». С этими словами вы безжалостно сталкиваете фургон, и он летит вниз, провожаемый тоскливыми взглядами бездомных, которые так надеялись перебраться в него из своих «жилищ», сделанных из картонных ящиков и тряпья. Трудно после этого не обвинить вас в эгоизме, граничащем с цинизмом, не так ли?

Вот, примерно, какую аллегорию может вызвать поверхностный взгляд на события, развернувшиеся вокруг российского спутника (космического аппарата – КА) «Экспресс-АМ4».

Что же это за аппарат?

Несмотря на то что спутник был призван решать, в общем-то, довольно штатную по современным понятиям задачу – обеспечивать связь через космос – его конструкция, по крайней мере в ряду аналогичных спутников российской орбитальной группировки, была весьма необычна. «Экспресс-АМ4» был первым высокоэнергетическим КА России. Посредством него должно было передаваться цифровое вещание.

18 августа 2011 года спутник был запущен с помощью ракеты-носителя «Протон». Ракета отработала нормально, а вот когда за дело «взялся» разгонный блок «Бриз-М» («буксир», который должен был «дотянуть» спутник с низкой орбиты на геостационарную), начались проблемы. «Буксир» с задачей не справился, из-за чего «Экспресс-АМ4» вышел на нерасчетную орбиту, или, проще говоря, не долетел до своего «места работы» – геостационарной орбиты (ГСО), расположенной на высоте порядка 36000 километров над Землей. Напомним – спутник на ГСО не вращается над нашей планетой, а как бы «висит» над определенной точкой ее поверхности.

Не то чтобы после этого казуса данный КА оказался совсем «не у дел». Не будем забывать, что он должен был как-то функционировать и по дороге на ГСО. Для того чтобы обеспечить это ограниченное функционирование, ряд систем на его борту все-таки включились, что в конечном итоге позволило установить с ним связь и даже сделать вывод о его частичной работоспособности.

«Ну и что тут такого? – спросит читатель. – И до него десятки спутников выходили из строя. Не он первый, не он последний. И что из того, что он оказался «частично работоспособным»? Вы сможете смотреть «частично работоспособный» телевизор – без звука или без изображения? Так есть ли тут вообще о чем говорить?» И читатель по-своему будет прав. Но именно из-за частичной работоспособности «Экспресса-АМ4» вокруг этого спутника завязалась, как было отмечено в начале статьи, беспрецедентная в истории современной космонавтика интрига.

«Отдайте, что вам, жалко, что ли?»

Все мы знаем, что космос – это всеобщее достояние человечества, и государства, даже когда его используют в своих чисто национальных интересах, берут на себя определенные моральные обязательства перед жителями всей Земли хоть как-то делиться с ними результатами своей космической деятельности. Это – аксиома ad astra («движения к звездам» – лат.).

Еще мы знаем, что изучением Антарктиды, у которой фактически также статус «всеобщего достояния человечества», занимаются мужественные и отважные люди. И делают они это тоже, кстати, во многом во имя всего человечества.

Они готовы месяцами терпеть разного рода лишения. В их число входит недостаток не только тепла, а во время полярной ночи – даже обычного света, но и общения с родными и близкими. На «шестом континенте» работают сейчас около 40 научно-исследовательских станций разных стран. Но, несмотря на это, там нет не только вышек сотовой связи, но даже обычных АТС.

Вот во исполнение этих двух миссий – помочь России поделиться с людьми частицей «ее» космоса, а заодно облегчить жизнь исследователям в краю вечного холода – и обратилась к России спешно созданная в декабре прошлого года компания «Полар Бродбэнд Системс», занимающаяся, как следует из ее названия, предоставлением услуг связи в полярных регионах.

Суть предложения «Полар Бродбэнд Системс» была проста: передать ей частично функционирующий «Экспресс-АМ4» с тем, чтобы она стала эксплуатировать его, как обычный спутник связи и таким образом помогла бы полярникам продлить радостные минуты общения с «большой землей». Возглавил эту компанию, зарегистрированную в Сингапуре, не кто иной, как ветеран трех космических миссий НАСА, бывший командир «шаттла» Билл Редди.

Благими намерениями выстлана дорога... к большим космическим неприятностям

Итак, идея действительно на первый взгляд была красива. Чем без толку топить один из самых совершенных (и притом весьма дорогих – по некоторым оценкам, его стоимость достигала 265 млн. долларов) телекоммуникационных спутников в мире, лучше хоть как-то использовать его. И все, что для этого было нужно – лишь согласие России перевести КА на другую орбиту – то, что, по мнению «Полар Бродбэнд Системс», ей практически ничего не стоило сделать. Получается, Россия не приняла это предложение «из вредности»?

Именно такой вывод и сделали представители «Полар Бродбэнд Системс». В заявлении компании сведение спутника с орбиты было названо «бессмысленным, вызывающим скорбь уничтожением». «Перевод «Экспресс-АМ4» на (требуемую для полярной связи) орбиту предоставлял, вероятно, единственную в ближайшие десятилетия возможность оказать действенную поддержку научным исследованиям, общей деятельности и безопасности в Антарктике», – подчеркивалось в том же заявлении.

Но все ли зависело лишь от доброй воли России?

По мнению руководства Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Космическая связь», компания «Полар Бродбэнд Системс» отнеслась к реализации своей идеи с такой легкостью, будто речь шла о том, чтобы перевесить елочную игрушку с одной ветки на другую.

«Эксплуатация космических объектов – это очень ответственное дело, – подчеркнул генеральный директор ФГУП Юрий Прохоров в интервью «Голосу Америки». – Причем главная ответственность связана с тем, чтобы не причинить ущерб каким-либо другим рукотворным объектам в космосе и на Земле. А такая вероятность была. «Экспресс» вращался по эллиптической орбите с перигеем около 600, а апогеем – порядка 20000 километров. Специалисты ЦНИИМаш (Центрального научно-исследовательского института машиностроения) определили, что в перигее спутник угрожал около 450 функционирующим КА, из которых лишь около полусотни были российские, а остальные принадлежали другим странам. Ну хорошо, пошли бы мы навстречу «Полар Бродбэнд», перевели бы аппарат на ту орбиту, которую они просили, и кто бы после этого нес за него ответственность, если бы он столкнулся с другим спутником или повредил бы объект на Земле после входа в плотные слои атмосферы?»

К слову: столкновения в космосе – это уже давно не выдумки голливудских режиссеров. 10 февраля 2009 года американский работающий «Иридиум-33» врезался в нефункционирующий российский «Космос-2251». Оба аппарата, разумеется, превратились в обломки.

Dura lex sed lex («закон суров, но закон» – лат.)

Озабоченность Прохорова не беспочвенна. Вспомним «Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами». Она была заключена 29 марта 1972 года в Москве, Лондоне и Вашингтоне.

Согласно статье II этой конвенции, «запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете». Это означает, что Россия, как государство, запустившее «Экспресс-АМ4», продолжала бы нести за этот КА ответственность даже в случае его передачи «Полар Бродбэнд Системс».

Более того, России, скорее всего, пришлось бы отвечать и за ущерб, который мог нанести «Экспресс» другому рукотворному космическому объекту, несмотря на то, что согласно статье III конвенции, запускающее государство «несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает».

Дело в том, что КА, двигаясь по нерасчетной орбите, во многом израсходовал ресурс бортовой системы управления (БСУ). Постоянные проходы через радиационные пояса Ван Аллена нарушили работу его электроники, а необходимость поддерживать требуемое орбитальное положение серьезно износила его гироскопы. Таким образом, даже если бы «Полар Бродбэнд Системс» каким-то образом смогла управлять «Экспрессом» (хотя она так толком и не объяснила, как собиралась это делать), то возможное столкновение аппарата с другим спутником могли объяснить неполадками в работе его БСУ. Не исключено, что счет предъявили бы ФГУП «Космическая связь»: «Зачем передали «Полар Бродбэнд» заведомо некондиционный аппарат?»

«В конце марта у нас было надежное «окно» для сведения спутника над пустынным районом Тихого океана, – подчеркнул Юрий Прохоров. – Гонять аппарат по орбите дальше означало почти гарантированно оставить его к августу без управления. О возможных последствиях падения на какой-нибудь густонаселенный район «Экспресса» весом почти шесть тонн говорить, думаю, излишне».

И немного бухгалтерии

«Полар Бродбэнд Системс» также не объяснила, как она собиралась платить за перевод «Экспресса» на другую орбиту. Более того, она вообще «ходила вокруг да около», зондируя ситуация с «Экспрессом» с разными российскими структурами, но при этом не входя в прямой контакт с главным эксплуатантом этого КА – ФГУП «Космическая связь».

«Первое послание от «Полар Бродбэнд» мы получили только в середине февраля, – сказал в интервью «Голосу Америки» первый заместитель генерального директора ФГУП Александр Ганин. – Причем это была лишь презентация, где компания объясняла то, что она собиралась делать с «Экспрессом», но там не было сказано ничего конкретного о том, как она собиралась его эксплуатировать. Потом, когда до свода спутника с орбиты оставались уже считанные дни, по телевизору вдруг сообщают, что «Полар Бродбэнд» была готова заплатить за «Экспресс» 20 млн. долларов. Но никаких официальных предложений о компенсации за этот КА мы не получали».

«Даже если бы «Полар Бродбэнд» действительно вышла на нас с серьезным предложением купить «Экспресс-АМ4», то как бы мы его продали? – отметил в комментарии для «Голоса Америки» заместитель генерального директора ФГУП по экономике и финансам Денис Пивнюк. – Ведь страховщики уже выплатили нам стоимость спутника, как безвозвратно утраченного. С юридической точки зрения это означает, что данный КА или то, что от него осталось, принадлежит им. И вдруг оказывается, что мы продали вещь, собственниками которой уже больше не являемся. Это могло быть расценено как мошенничество с нашей стороны. Если бы нам и не выставили штраф, то можно не сомневаться – при страховании следующего спутника так «накрутили» бы стоимость полиса, что аппарат оказался бы «золотым».

Государства, осваивающие космос, должны делать максимум возможного, чтобы делиться результатами своей космической деятельности со всем человечеством. Но при этом нельзя нарушать главный врачебный принцип: «Не навреди!». В случае с передачей «Экспресса-АМ4» компании «Полар Бродбэнд Системс» соблюсти эту заповедь не было никаких шансов.

Источник: voanews.com

Похожие новости:
Два космических аппарата связи РФ запустит в ближайшие годы
Два российских космических аппарата связи серии "Экспресс-АМ" будут отправлены на орбиту в ближайшие полтора года, сообщил "Интерфаксу" генеральный конструктор и генеральный директор базирующейся в Железногорске Красноярского края фирмы "Информационные спутниковые системы" имени Решетнева Николай Тестоедов. Напомним, ..
2012-01-9 2325 0 Космос
0
Запуск «Протон-М» завершился успешным выведением спутника на орбиту
Второй после майской аварии запуск ракеты-носителя «Протон-М» завершился успешно. Космический аппарат «Экспресс AM6» в среду, 22 октября, отделился от разгонного блока «Бриз-М» и вышел на расчетную орбиту, сообщил РИА Новости представитель Роскосмоса. Глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров через ..
2014-10-22 1709 0 Космос
0
Протон-М вывел в космос два спутника связи
Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и двумя российскими спутниками связи серии «Экспресс-АТ» запущена с космодрома «Байконур» в ночь на воскресенье, 16 марта. Об этом сообщает агентство «Интерфакс». Ракета стартовала в 3:08 по московскому времени, как и планировалось. Спутники «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», которые ..
2014-03-16 2074 0 Космос
0
Ракета «Протон-М» запущена с космодрома Байконур
С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «Экспресс-АМ6». Об этом РИА Новости сообщил представитель Роскосмоса. Ожидается, что в первом квартале 2015 года после завершения летных испытаний и проверки всех бортовых систем спутник ..
2014-10-22 1947 0 Космос
0
Потеря Экспресс-МД2 не повлияет на оказание услуг связи
Потеря спутника "Экспресс-МД2", запущенного 6 августа, не повлияет на оказание услуг связи и вещания в РФ. Об этом говорится в сообщении, опубликованном сегодня на сайте Минкомсвязи РФ. "Неудачно запущенный 6 августа спутник “Экспресс-МД2” предназначался для телерадиовещания и оказания услуг связи МТС, “Мегафон”, “Вымпелком”, ..
2012-08-8 1631 0 Космос
0
Протон-М с российским спутником стартовала с Байконура
Ракета-носитель «Протон-М» с российским спутником связи «Экспресс-АМ5» стартовала в четверг с космодрома Байконур, это заключительный пуск в этом году, сообщил представитель Роскосмоса. «Запуск состоялся в расчетное время - 14.50 мск. Как ожидается, отделение головной космической части в составе разгонного блока ..
2013-12-26 1731 0 Космос
0
Отделение головного блока от Протона-М прошло в штатном режиме
Головная часть с космическим аппаратом «Экспресс-AM7» отделилась от ракеты-носителя «Протон-М» в штатном режиме, выход на целевую орбиту запланирован на 10 часов 30 минут по московскому времени, сообщил в четверг вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Работа первой, второй, третьей ступеней - штатно. Отделение головного ..
2015-03-22 1862 0 Космос
0
Спутник Экспресс-АМ4 начали топить в Тихом океане
Российский телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ4", выведенный в августе прошлого года на нерасчетную орбиту, в воскресенье начал контролируемый сход с околоземной орбиты. Примерное время падения обломков спутника в океан - 17:32 по Москве. Район падения - северная часть Тихого океана, ..
2012-03-25 2283 0 Космос
0
Россвязь представит спутники будущего
На выставке CSTB-2012, которая пройдет в Москве с 7 по 9 февраля, подведомственное Россвязи госпредпритие "Космическая связь" (ГПКС) представит трехмерную модель своей спутниковой группировки и познакомит посетителей с перспективными космическими аппаратами связи, которые планируется вывести на орбиту в 2012 ..
2012-02-5 2117 0 Космос
0
Экспресс-АМ4 будет затоплен в Тихом океане в конце марта
Российский спутник связи "Экспресс-АМ4", который 18 августа минувшего года не удалось вывести на расчетную орбиту, будет затоплен в Тихом океане на следующей неделе. Об этом сообщил на завершившейся в пятницу международной конференции "Спутники-2012" заместитель генерального директора по экономике и финансам ..
2012-03-17 1973 0 Космос
0
Космический аппарат готовится войти в атмосферу Венеры
Аппарат Европейского космического агентства "Венера-экспресс" (Venus Express) выполнит новую миссию: в скором будущем искусственному спутнику планеты предстоит погрузиться во враждебную венерианскую атмосферу, говорится в сообщении ЕКА. Зонд "Венера-экспресс" предназначен для изучения Венеры, динамики ее атмосферы и взаимодействия ..
2014-05-18 1950 0 Космос
0
Роскосмос предлагает отказаться от закупок спутников за границей
 Новый глава Роскосмоса Олег Остапенко выступил с предложением отказаться от практики размещения за рубежом заказов на изготовление российских космических аппаратов связи, вещания и ретрансляции гражданского назначения. Мотивировка довольно проста: "спонсирование" иностранных разработчиков из государственного бюджета России ..
2013-11-15 1656 0 Космос
0
Роскосмос: расследование аварии Протона завершено
Расследование аварии ракеты-носителя "Протон М" со спутником связи "Экспресс-АМ4R" завершено, материалы переданы для изучения в правительство РФ, сообщил РИА Новости представитель Роскосмоса. "Межведомственная комиссия свою работу закончила. Согласно регламенту, выводы переданы на изучение в правительство РФ", — сказал собеседник агентства. Как ..
2014-07-17 2006 0 Космос
0
Зонд пострадал из-за вспышки на Солнце
Мощная вспышка, которая накануне произошла на Солнце, вывела из строя навигационные звездные датчики европейского зонда «Венера-Экспресс», сообщает Европейское космическое агентство (ЕКА).В ночь на 7 марта на Солнце произошла рентгеновская вспышка класса X5.4 - самая мощная за последние ..
2012-03-9 2374 0 Космос
-1
Запуск двух спутников с Байконура намечен на 6 августа
Первоначально запуск спутников был запланирован на 26 июля, но как сообщает Космический центр "Южный", они отправятся в космос 6 августа. По их словам уже начаты регламентные работы первого стартового дня: уже в пятницу с утра ракета космического предназначения "Протон-М" была вывезена на площадку 81 космодрома. Спутник Telkom-3 ..
2012-08-4 2026 0 Космос
0