Или вариант распила бабла по-американски?
16 июня экспериментальный космоплан американских военно-воздушных сил Х-37В после 15 с лишним месяцев автономного полета на околоземных орбитах совершил успешную посадку в автоматическом режиме на авиабазе ВВС США «Ванденберг» (штат Калифорния). Ее командование и сделало официальное заявление об успешном завершении миссии этого беспилотного летательного аппарата.
Завеса секретности
Х-37В был запущен с помощью ракеты-носителя «Атлас-5» с мыса Канаверал (штат Флорида) 5 марта 2011 года. Всю информацию о приборах, установленных на борту космоплана, в том числе о содержимом его грузового отсека, Пентагон держит в строжайшей тайне. Первоначально предполагалось, что аппарат будет кружить над Землей в течение девяти месяцев.
Весь полет и посадка в Калифорнии проходили в автоматическом режиме и, по оценкам экспертов, оказались исключительно удачными. Лишь после касания взлетно-посадочной полосы авиабазы разлетелась покрышка одного из колес шасси, но в целом аппарат не пострадал.
Эта экспедиция вторая по счету для космопланов X-37B. Первый аппарат данного типа отправился в околоземное пространство в 2010 году. Тогда продолжительность миссии составила 225 дней. Оба полета были покрыты завесой секретности.
Согласно неоднократным заявлениям американских официальных лиц флотилия космопланов нужна для одного – опробовать прорывные инновационные достижения. В частности, как утверждал руководитель программы эксплуатации Х-37В в ВВС США подполковник Том Макинтайр, после списания шаттлов испытываемый сейчас аппарат привносит исключительные возможности в сферу разработки космических технологий.
Другие подробности относительно того, какие задачи решал совершавший столь длительное путешествие над нашей планетой космоплан, и на сей раз не были представлены широкой общественности. В письменном сообщении для печати лаконично указывалось, что аппарат в ходе миссии на орбите проводил эксперименты на протяжении 469 дней.
Как заявил в марте нынешнего года глава Космического командования ВВС США генерал Уильям Шелтон, Х-37В, внешне напоминающий уменьшенную копию шаттла, действует на орбите очень хорошо. «Его миссия проходит успешно, и мы чрезвычайно ею довольны», – сказал тогда военачальник.
Сообщать какие-либо сведения о том, для чего, собственно, находился на орбите космоплан, а также раскрывать данные о стоимости его вояжа Шелтон категорически отказался. «Имеются веские причины на то, чтобы хранить по этому поводу молчание как можно дольше», – отметил генерал. По его словам, «если вы раскрываете бюджеты, то порой обнародуете созданные возможности, объемы технологий, которые были включены в программу».
О космоплане
X-37B разработан корпорацией «Боинг». Новый космический «самолет» имеет стартовую массу почти пять тонн. Его габариты: длина – 8,9 метра, высота – 2,9 метра. Размах небольших треугольных крыльев составляет 4,5 метра. Аппарат оснащен панелями солнечных батарей, которые при развертывании на орбите служат источником электроэнергии.
Согласно данным, представленным ранее Пентагоном, космоплан предназначен для функционирования на высотах от 200 до 750 километров, способен быстро менять орбиты и маневрировать. Он может выполнять разведывательные задачи, доставлять небольшие грузы в космос, удобен для испытаний новых приборов, предназначенных в том числе для спутников-шпионов.
Ряд зарубежных экспертов видят в X-37B прототип будущего космического перехватчика, позволяющего инспектировать и при необходимости выводить из строя вражеские аппараты на орбитах Земли, а кроме того, не исключено, наносить оттуда ракетно-бомбовые удары по целям на поверхности планеты. Пентагон подобные намерения категорически отрицает, заверяя, как и упомянутый ранее подполковник Том Макинтайр, что космоплан – всего лишь платформа для проверки новых технологий.
Американские военно-воздушные силы уже готовятся вновь послать в околоземное пространство первый аппарат Х-37В, побывавший там два года назад. Предполагается, что он стартует с мыса Канаверал «на каком-то этапе осенью» 2012-го, как и было запланировано. Точную дату запуска космоплана командование авиабазы «Ванденберг» не назвало.
Генерал Шелтон утверждает, что у Пентагона на данном этапе нет ни планов, ни финансовых возможностей «увеличивать флот» аппаратов Х-37В. Однако шеф Космического командования умело уклонился от ответа на вопрос, интересующий многих экспертов: действительно ли Министерство обороны США сейчас обладает только двумя такими «самолетами»? Как пояснил военачальник, он не уверен в том, что на информацию о количестве космопланов не наложен гриф «Секретно».
Слово специалистам
Российские эксперты в области космической техники разошлись во мненияи относительно того, «что это было?» (цитируем фразу из отечественной кинематографической неоклассики, произнесенную героем великолепного актера Алексея Булдакова), применительно к X-37B. Один из моих собеседников, немало лет трудившийся на самых высоких должностях в отрасли, выразил сожаление в связи с тем, что «у нас практически отсутствуют проекты, направленные на обеспечение безопасности страны, такие как Х-37B».
«У них новая модификация уже пошла, а у нас на создание тяжелых средств выведения, радиолокаторов, ретрансляторов – на это просто денег не хватит, если оставить все так, как есть, – считает этот человек. – Но у нас есть люди, которые могут вложить деньги в космонавтику. Если будет желание со стороны государства, можно их привлечь».
Он же полагает, что детальный анализ проекта Концепции развития российской космонавтики до 2030 года показывает, что там, к сожалению, есть ряд крупных концептуальных пробелов. «Думается, что использовать ее в нынешнем виде в качестве инструмента, способного закрепить долгосрочные приоритеты отечественной космонавтики, нецелесообразно», – убежден специалист. Например, в документе, на его взгляд, нет детальных проработок по следующим направлениям развития.
1. По космическим системам метеорологического обеспечения, топогеодезии, ретрансляции данных оптико-электронного, радиолокационного наблюдения и контроля космической обстановки.
2. По средствам выведения: мало внимания уделено ракетам-носителям легкого и среднего класса, различным вариантам базирования, чем успешно занимаются другие страны. Мы обычно сравниваем себя с НАСА. Там не просто перспективу рассматривают, а уже реально летают – например Х-37B.
Другой собеседник считает иначе. По его оценке, все военные задачи, которые могли бы стоять перед Х-37В: инспекция (перехват), захват, сведение с орбит «недружественных» космических объектов, а также нанесение ударов из космоса по Земле, решаются уже сейчас существующими системами, давно прошедшими летно-конструкторские испытания.
«К тому же узкая специализация космических средств давно показала свою более высокую эффективность по сравнению с многофункциональными системами», – уверен эксперт.
«По последнему пункту самым интимным образом выглядит «оперативность» Х-37В как ударного средства, – иронизирует он. – Его выводила на орбиту ракета-носитель «Атлас-5», стандартный предстартовый цикл подготовки которой составляет не менее полутора месяцев. Иных средств выведения Х-37В в ближайшей перспективе не просматривается».
«В этой связи можно предположить две гипотезы причин появления и реализации этого проекта», – полагает специалист. Первая – оптимистичная: после выхода шаттлов в «отставку» американцам требуется сохранить технологии создания крылатых многоразовых космических аппаратов. «Весь многолетний опыт показывает, что мнение о возможности возвращения к жизни любого проекта при наличии лишь одной бумажной документации не выдерживает критики, – утверждает собеседник. – Пример той же Великобритании показывает: нет ничего проще отказаться от имевшихся технологий в области космических запусков (как тут не вспомнить о преждевременно почившей ракете-носителе «Русь»), но очень тяжело вернуть их обратно».
«А учитывая существующие проблемы с бюджетом НАСА, представляется вполне логичным переложить бремя поддержания стратегически важных технологий в «горячем» состоянии на плечи безропотных военных», – считает эксперт.
Второй вариант – пессимистический. «Мы имеем дело всего лишь с очередным прототипом творчества американского агентства ДАРПА, которое со времени изобретения Интернета прославилось больше дорогостоящими и одновременно мертворожденными проектами, нежели законченными системами вооружений, – полагает собеседник. – Не исключено, что в данном случае мы можем иметь дело лишь с распилом бабла по-американски, призванным помочь крупным корпорациям содержать дорогостоящий штат специалистов и существующую инфраструктуру да и просто выжить в условиях никем не отмененного кризиса».
Еще одна версия эксперта – завеса секретности вокруг Х-37В может быть использована для того, чтобы направить конкурентов, и прежде всего Россию и Китай, на неправильный путь. «Достаточно вспомнить историю пролоббированного американцами истребителя с обратной геометрией крыла, – напомнил эксперт. – Кстати, вездесущие китайцы, похоже, уже клюнули или сделали вид, что клюнули на технологическую обманку американцев. Главное теперь – не реагировать на очередного троянского коня Соединенных Штатов».
Источник: vpk-news.ru