Космолет "Буран" - русское чудо, обогнавшее время

Космолет Буран - русское чудо, обогнавшее время

Межпланетная автоматическая станция «Фобос-Грунт» накрылась не 9 ноября 2011 г., как принято считать. А еще в Августе 91-го, когда президент Ельцин приказал арестовать и бросить в тюрьму экс-министра ракетно-космической отрасли СССР, создателя ядерного щита страны, «отца» орбитальной космической станции «Мир» и системы «Энергия-Буран» Героя Социалистического Труда Олега Дмитриевича Бакланова, вошедшего в состав ГКЧП. А потом пьяные от узурпации власти «гвардейцы августа» начали громить космическую отрасль…

Космический аппарат, опередивший свое время, ставший прорывом в истории космонавтики – "Энергия-Буран". История фантастического успеха советского народа и трагической судьбы великого открытия, канувшего в Лету.

Гость программы "Космическая среда" – Олег Бакланов, председатель Совета директоров корпорации ОАО "Рособщемаш".

Интервью взяла ведущая программы – Мария Кулаковская.

Мария Кулаковская и Олег Бакланов. Фото Голос России

Кулаковская: Здравствуйте! В нашей студии – председатель Совета директоров корпорации "Рособщемаш" Олег Бакланов. Олег Дмитриевич, здравствуйте!

Бакланов: Здравствуйте!

Кулаковская: Олег Дмитриевич, я хочу напомнить нашим слушателям, что четверть века назад, в 1985 году, вы являлись министром общего машиностроения СССР, были главой бывшей ракетно-космической отрасли Советского Союза. Вы принимали все решения по "Бурану". И вас можно считать, наверное, создателем системы "Энергия-Буран".

Бакланов: Это будет нескромно. Потому что систему "Энергия-Буран", по сути дела, создавал весь наш народ, вся наша страна. Это была веховая система. Система, которая опережала свое время. И принимали участие в создании около миллиона наших специалистов разных министерств, отраслей.

Кулаковская: Коротко о программе "Энергия-Буран" мы уже рассказали. Меня интересует, можно ли сравнить советскую программу "Энергия-Буран" с американской программой "Спейс Шаттл" (Space shuttle). В чем их сходство и отличие?

Бакланов: Нужно сравнивать. Дело в том, что американцы начали разрабатывать свою систему несколько раньше. Задача этой системы и нашей системы конструктивно решались по-разному. Американцы создали так называемую "птичку" – "Буран Спейс Шатлл". Задача ее состояла в том, чтобы выводить грузы на опорную орбиту, порядка тридцати тонн, и снимать, стаскивать с орбиты порядка двадцати тонн. Такая же задача стояла и перед нашими разработчиками. Но мы подошли к этому вопросу более фундаментально. И это порождало свои плюсы и свои трудности.

Одновременно с запуском на орбиту такого же груза мы решали вопрос модернизации всех наших ракет, которые выводили в космос полезные грузы. "Королёвская семерка" выводила к тому времени где-то порядка десяти-тринадцати тонн массы всех наших человеческих нагрузок. И была челомеевская машина, которая выводила за один раз порядка двадцати-двадцати пяти тонн. Они и сейчас работают в космосе.

Кулаковская: Даже сейчас.

Бакланов: И сейчас работают. Представьте себе, столько времени прошло, порядка пятидесяти-шестидесяти лет, и они до сих пор работают. И, конечно, за это время появились новые идеи, материалы, решения.

Кулаковская: Но тогда все было сделано со знаком качества.

Бакланов: Тогда все было сделано со знаком качества, это вы правильно говорите. И мы, при запуске, не имели таких аварий, которые имели, к сожалению, наши американские коллеги. Они потеряли несколько экипажей, и это кончилось трагедией. Сейчас эта система у них практически, как они говорят, сворачивается. Их трудно понять, потому что у них всегда, как говорят, один в уме, а два в голове, и другие решения бывают.

Короче говоря, заключалась задача в том, что мы делали новые ракетные комплексы, которые решали задачу уже на новом уровне. Вместо "семерки" шла "семьдесят седьмая" машина, она сейчас воплощена в морском старте. Мы делали тяжелый носитель, который мог бы носить на орбиту вместо двадцати тонн челомеевской машины уже сразу, с первых полетов, и мы это продемонстрировали, порядка 105 тонн. И на базе этой машины мы могли потом, с учетом дальнейшей модернизации, выводить на опорную орбиту 180 тонн. И это была уже машина "Энергия", которая замахивалась на экспедицию на Марс. Эти отличия, являются основными и определяющими. В этих системах уже использовалось чистое топливо, это керосин и жидкий кислород (водород и кислород в сжиженном состоянии). Это давало большой выигрыш.

Кулаковская: Действительно, все говорят о том, что технические, инженерные решения программы опередили свое время. Было создано почти сто новых уникальных материалов.

Бакланов: Я вам скажу, где-то 86-87 новых материалов, которые имели некоторые параметры на порядок выше того, что тогда использовалось в инженерной практике. Я вам покажу материал – знаменитые платины, которые оберегали поверхность "Бурана" при посадке от перегрева в 3000 градусов.

Кулаковская: Такие температуры!

Бакланов: Подержите в руках, вес пушинки.

Кулаковская: Действительно. Он вообще ничего не весит, совершенно. С чем бы сравнить?

Бакланов: Можно сравнить с пористым кирпичом. Но он еще легче, потому что здесь кварцевая нить. Эта нить выдерживает более трех тысяч градусов. Мы использовали материалы, которые имели прочность стали. И только наличие таких материалов позволило связать эту конструкцию. И это для народного хозяйства, для будущего имело решающее значение. Это были, как сейчас модно говорить, инновации. К сожалению, эти инновации были нашими горе-руководителями похоронены еще тогда, в 90-х годах.

Кулаковская: Как много было запущено в 90-х годах.

Бакланов: К сожалению, как сейчас говорят, что у нас нет денег, нет того, сего. У нас все есть. Обобщенный интеллект наших специалистов гораздо выше всего, что есть.

Кулаковская: Все-таки интеллект есть.

Бакланов: Есть интеллект, но он иссякает. Потому что нет цели, задачи такой. Не ставится такая задача.

Кулаковская: То есть, все те материалы, которые были созданы, и технологии сейчас не применяются?

Бакланов: Нет, они применяются, но ни в таком темпе, как хотелось бы. Потому что сейчас у нас вопрос стоит так – что целесообразно только в сиюминутной выгоде. А развитие науки второстепенно, к сожалению. На словах это вроде первостепенная задача. Но мы в науку практически ничего не вкладываем, по сравнению с теми же американцами, с европейцами. И сейчас наше общество, наше человечество стоит перед такой же задачей, как стояла пятьсот лет тому назад, когда церковники заставили отречься Галилея от своей идеи, что не Солнце вокруг Земли вращается, а Земля вращается. Джордано Бруно сожгли за эту идею.

В начале прошлого века был Циолковский, русский ученый. Были и другие зарубежные ученые, которые занимались тем, что прокладывали дорогу в космос. Сейчас, в начале этого века, есть такой ученый как Стивен Хокинг, который заглядывает в будущее мироздания. Сейчас человечество работает над тем, чтобы понять макромир. "Энергия-Буран" была создана как инструмент для понимания, что такое макромир. Там человек мог работать в таких комфортных условиях, в который мы находимся сейчас в этой студии. А сейчас космонавты выходят в космос, и находятся в этой стесненной обстановке по году. И это, конечно, отражается на их производительности, на их возможностях, на их здоровье.

Кулаковская: А какой по размеру должен был быть "Энергия-Буран"?

Бакланов: По размеру, если бы была у нас "Энергия-Буран", как она закладывалась, это было бы примерно 50 метров в длину, и диаметр – около 8 метров. Это, по сути дела, объем огромной квартиры, хорошей дачи. Там можно было заниматься и спортом, и творчеством вполне расковано. Ведь мы сейчас имеем международную станцию на базе нашей станции, которую мы, кстати, так бездарно утопили. Мы имеем каждый модуль 20 тонн. Из них делается станция. Двадцать тонн – это наш предел возможностей, нашего цивилизованного мира. И на базе этих двадцати тонн делается международная станция. А если бы мы не остановили работы по "Энергии-Бурану", то мы бы имели один модуль массой в сто тонн. Есть разница?

Кулаковская: В пять раз больше.

Бакланов: А с учетом модернизации "Энергии" мы могли бы иметь массу одного модуля в 180 тонн. Это целый космический город, который бы постоянно функционировал, пополнялся, менялись бы экипажи. И на базе этой технологии, этой размерности уже можно было бы делать экспедицию на Марс и обратно. Мы так просто потеряли больше двадцати лет.

Кулаковская: Но вы же были секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам до 1991 года.

Бакланов: Я занимался этими передовыми технологиями. Но не только я, а люди занимались. Это была цель, задача – научно-технический прогресс. Вот что главное. А некоторые наши руководители, как Горбачев, он мне говорил: "Вот ты плюнешь один раз в космос, и сразу целый миллиард". Это недопонимание высшего руководства той задачи, которую возлагал на него народ. В результате, у нас был очень серьезный спор по перспективе развития.

А когда пришел Ельцин, то эту систему, по сути дела, похоронили, потому что нет, видите ли, денег. Хотя в 1991 году, уже после этих печальных для нашей страны событий, я знаю, что мой заместитель, я был в местах не столько отдаленных, в изоляции, готовил следующий полет. Сделали проверку всех систем, и показало, что система работает надежно. Но финансирование было прекращено. И я не думаю, что мы бы могли сейчас, если бы была поставлена задача, быстро ее восстановить. Не думаю, потому что уже нет тех людей, тех кадров. У нас некоторые заводы не могут сделать сейчас того, что они делали десять лет тому назад. Это моя оценка.

Кулаковская: Олег Дмитриевич, а правда, что многоразовый транспортный корабль "Буран" предназначался, в том числе, для "звездных войн"?

Бакланов: Вы понимаете, что такое транспортный корабль? Это сгусток знаний, так ведь. И вы знаете прекрасно, история об этом говорит, что сгусток знаний можно использовать на благо, а можно во вред. Вот вам ответ на этот вопрос.

Кулаковская: То есть, мог использоваться?

Бакланов: Конечно.

Кулаковская: Олег Дмитриевич, миссия "Буран" по сей день единственная в истории мировой космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Этот факт вошел даже в "Книгу рекордов Гиннеса". А как, на самом деле, осуществлялось управление "Бураном"? Насколько известно, объем памяти корабля составлял всего 64 килобайта.

Бакланов: Вы знаете, это примитивное суждение. Вся система управления была функционально распределена по своим задачам. И система контроля имела возможности больше 30 мегабайт. Поэтому я сейчас не могу сказать, сколько совокупно был этот объем. Но, дело еще и в том, что, когда мы учили "птичку", то есть сам "Буран", посадке, то мы использовали авторитет и опыт человека, высококлассного летчика. В частности, тогда Волк был главным испытателем. Был специальный отряд космонавтов, и они как летчики, как патриотично настроенные герои, доказывали, что только человек может посадить "птичку" вручную. То, что делают американцы до сих пор. Мы же поставили королёвскую идею, что в космосе человек – это Бог. Он должен работать при помощи автоматического режима. И он может вмешиваться в посадку, только если будет экстремальная ситуация.

Кулаковская: Какая-то внештатная ситуация.

Бакланов: И мы добились – посадили наш первую "птичку" – "Буран" – в автоматическом режиме. Но как это делали? Был сделан Ту-154, который был по своим летным характеристикам доведен до "Бурана". Летные характеристики очень тяжелые, за счет того, что он мог и в космосе работать, и как самолет садиться. Волк делал все эволюции, которые уже были им наработаны за счет его таланта. А все движения записывались в цифре в вычислительный комплекс. И потом он уже научил. Он – Бог, он – человек – научил автоматику садиться за счет того, что оцифровывались все его движения, все его помыслы. Это было очень интересное решение. Мы это дело прошли.

Поэтому здесь очень много можно говорить, но так, чтобы одним словом сказать... Я считаю, что та система, которая была на "Энергии-Буране", в частности, при посадке использовалась. И она должна использоваться сейчас в тех машинах, которые используются в гражданской авиации. Вы представьте себе состояние летчика, встаньте на его место, когда у него сидит за спиной пятьсот пассажиров. Какая ответственность ложиться на него, чтобы не допустить ошибки. А это можно делать в автоматическом режиме, если самолеты первоклассные. Аэродромы оборудовать автоматической системой, а летчик страхует эту систему. Почему нельзя сделать?

Кулаковская: Очень жалко, что судьба программы оказалась такой печальной, и единственный летавший "Буран" был похоронен на "Байконуре".

Бакланов: Для меня это трагедия.

Кулаковская: На "Байконуре", под обрушившейся крышей монтажно-испытательного комплекса...

Бакланов: Для тех тысяч специалистов, которые работали и сумели создать эту систему, это тоже трагедия.

Кулаковская: Но все-таки, знаете, ходят слухи о том, что программа "Энергия-Буран" не была официально закрыта.

Бакланов: Думаю, что даже и не была. Я не читал документы о закрытии программы. Видимо, даже у людей, которые решали эти вопросы, наверное, могла рука и не подняться.

Кулаковская: То есть, просто взяли и отложили?

Бакланов: Человечество разберется, кто есть кто.

Кулаковская: Да, мы это знаем.

Бакланов: Вы знаете, у кого поднялась рука, чтобы прекратить эту пионерскую работу? (Смеется).

Кулаковская: Вы сейчас руководите рядом программ ракетно-космической отрасли?

Бакланов: Это громко сказано – руководите. Я пытаюсь противостоять тому разрушению, которое происходит в ракетной технике. И моя функция заключается только в том, что я прихожу на радио и говорю: "Не надо так делать. Не надо ничего разрушать. Надо строить, а не разрушать". Надо больше совокупных средств, которыми располагает государство, направлять на научно-технический прогресс. То, что сейчас – почему-то называют инновациями. Ну, инновации. Какая разница, слово такое или слово другое. Главное – смысл.

Я по природе оптимист. Я считаю, что в Средневековье мы не выпадем. Человечество в конце концов встанет на путь познания и микромира, и макромира. Вот почему сейчас в Европе вместе с нашими учеными создается механизм познания микромира. Потому что и микромир, и макромир где-то сходятся в конечном счете. Сойдутся – мы будем знать каждую клеточку этого чуда.

Кулаковская: Олег Дмитриевич, благодарю вас за беседу, большое спасибо! Я напомню, что в нашей студии, был председатель Совета директоров корпорации "Рособщемаш", экс-министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов.

Источник: trueinform.ru

Похожие новости:
Рогозин анонсировал возвращение кораблей типа "Буран"
Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что необходимо вернуться к строительству космический кораблей многоразового использования типа «Буран». Об этом сообщает корреспондент РИА Новости с выставки Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле, на которой выступил Рогозин. Заместитель главы правительства окрестил «Буран» ..
2013-09-25 2441 0 Космос
1
В Королеве разобранный Буран выставили на улицу
В подмосковном Королеве полноразмерный макет корабля "Буран" выставили на улицу в разобранном состоянии и без защиты от дождя. Об этом 15 октября сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли. Макет корабля под кодовым названием "изделие 0.03" вывезли с территории контрольно-испытательной станции РКК "Энергия" ..
2012-10-16 2298 0 Космос
0
Советский Буран превосходил американские шаттлы
Советский многоразовый космический корабль "Буран" опередил свое время и по большинству показателей превосходил американскую систему "спейс-шаттл", говорится в аналитическом докладе экспертов Всероссийского НИИ авиационных материалов (ВИАМ), подготовленного к 25-летнему юбилею со дня запуска. "Наш "Буран" мог находиться на орбите вдвое ..
2013-11-15 2744 0 Космос
0
Космический Буран выставили под дождь, чтобы увековечить
Легендарный "Буран" лишился крыльев и киля - космический челнок вывезли из цеха корпорации "Энергия". Но вопреки слухам, его не отправят в утиль, а законсервируют. Стендовый макет космического корабля "Буран" вывезли из цехов, где он хранился с 1980-х годов, чтобы освободить место под новое ..
2012-10-20 2001 0 Космос
0
РФ предлагает Украине и Казахстану совместно создавать ракету
Генеральный конструктор российской ракетно-космической корпорации"Энергия" Виталий Лопота предлагает создать новую ракету-носитель совместно с Украиной и Казахстаном и использовать в этом проекте технологии программы "Энергия-Буран". "РКК предлагает в кооперации с Украиной и Казахстаном сделать ракету-носитель "Содружество", в которой будут использованы ..
2012-08-20 2554 0 Космос
0
Роскосмос запланировал создание аналога советского «Бурана»
Роскосмос в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы запланировал создание многоразовой ракетно-космической системы (МРКС) — российского аналога советского корабля «Буран». Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на текст проекта ФКП. В рамках программы предусмотрено создание ..
2015-08-22 4893 0 Космос
1
Буран превратят в музей космонавтики
Макет космического челнока, перенесенный этим летом на ВДНХ из парка Горького, в качестве музея откроет свои двери в 2015 году. В 2015 году в Москве откроется первый музей, расположенный в космическом корабле. Он будет располагаться в макете корабля «Буран» ..
2014-11-30 1920 0 Космос
0
Россия может создать сверхтяжелую ракету
Россия на основе имеющихся технологий за короткий срок может создать сверхтяжелую ракету-носитель (РН) для пилотируемых полетов в дальний космос. Как сообщил президент Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Виталий Лопота, «эволюционное развитие технологий ракеты-носителя «Энергия» позволит создать ..
2013-11-29 2684 0 Космос
1
Роскосмос создаст многоразовую ракету-носитель
Роскосмос готов приступить к созданию летного образца возвращаемой первой ступени ракеты-носителя. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на генерального конструктора Роскосмоса по космическим ракетным комплексам Александр Медведев.Приказом генерального директора Центра имени Хруничева был восстановлен департамент ..
2016-06-30 2436 0 Космос
0
Как самолеты испытывают на прочность
«Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА) - крупнейший научно-исследовательский центр авиационной науки на востоке России. В лабораториях института отработаны компоновки этапных самолётов Ан-2, А-57, Су-26 и Су-27; проведены прочностные и усталостные испытания более двухсот ..
2011-10-15 2656 0 Космос
0
SpaceX впервые запустила сверхтяжелую ракету Falcon Heavy
SpaceX провела первый запуск сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy. Трансляция велась на YouTube-канале компании. Запуск состоялся 6 февраля в 23:45 по московскому времени с пускового комплекса 39А Космического центра Кеннеди во Флориде. Стартовое окно запуска открылось в 21:30 мск и компания несколько ..
2018-02-07 4497 0 Космос
-1
Обама пообещал НАСА в 2016 году более 18,5 миллиарда долларов
Президент США Барак Обама пообещал НАСА в 2016 году выделить более 18,5 миллиарда долларов. Об этом сообщил глава американского космического агентства Чарльз Болден. Деньги пойдут на поддержание существующих исследований и создание новых ракет и кораблей. Так, примерно 5,3 миллиарда ..
2015-02-03 1902 0 Космос
1
Поповкин: России не нужно космическое первенство любой ценой
Россия не должна стремиться любой ценой стать первой в космической отрасли, считает глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Он напомнил, что космическая гонка надорвала в свое время силы Советского Союза, и отметил, что сейчас мы уже опережаем США по затратам на космос. Комментируя задачу «закрепиться ..
2012-03-30 2112 0 Космос
0
НАСА испытало двигатели для марсианской сверхтяжелой ракеты
НАСА провело испытания двигателя для потенциально мощнейшей в мире сверхтяжелой ракеты-носителя, с помощью которой астронавты собираются отправиться на Марс. Об этом сообщает издание The Daily Mail. Три жидкостных ракетных двигателя на кислороде и водороде RS-25 ранее использовались в Space Shuttle. ..
2015-01-15 2116 0 Космос
0
Создание сверхтяжелой ракеты «Энергия» рассмотрят после 2030 года
Роскосмос в рамках проекта Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы предлагает начать работы по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя на основе советской «Энергии». При этом примерно треть необходимых для этого базовых технологий будет разработана до 2025 года, а вопрос ..
2015-07-22 4698 0 Космос
0