Космические путешествия перестают быть просто далекой мечтой. В США идет подготовка юридической основы для коммерческих полетов и «космического порта», который будет готов в следующем году. В Японии тоже состоялось презентация проекта, который вызвал интерес к космическим путешествиям. При этом в Японии все еще остаются нерешенные вопросы с правовой стороной коммерческих полетов в космос, поэтому космические путешествия, стартующие из Японии, откладываются на неопределенное будущее.
18 заявок из Японии
«Время космического туризма обязательно придет. Время, когда мы будем заказывать космические туры», говорил о космических путешествиях директор туристической компании Club Tourism Space Tours Сатоси Асакава на презентации в Токио, в которой участвовало почти 50 человек.
Компания, о которой идет речь, была учреждена в январе этого года крупным туроператором Club Tourism в качестве дочернего предприятия, специализирующегося на космических путешествиях. Она занимается продажами космических туров, которые планируются для запуска в Америке британской Virgin Group.
В проекте предусмотрены подъемы на высоту 110 километров на специальном «космическом корабле» (вмещающем шесть пассажиров), пилотируемом профессиональными летчиками, со стартовой площадкой в штате Нью-Мексико. Космические корабли производятся дочерней компанией Northrop Grumman, крупного американского авиастроителя. Уже было проведено более 150 тестовых полетов, в январе этого года была достигнута высота в 22 километра. Возможно, уже в следующем году на борт кораблей поднимутся первые пассажиры.
Стоимость полета — 250 тысяч долларов. В мире уже нашлось более 650 человек, которые забронировали места с условием частичной или полной предоплаты, среди них присутствует 18 японцев. В их числе член правления компании в префектуре Хёго Митико Ямамото (63 года), которая подала заявку шесть лет назад. Она объясняет: «В детстве я смотрела на луну вместе с родителями и слушала легенды про зайца, живущего там. Путешествие в космос всегда было моей мечтой. Если мечта стала реальностью, то я хочу ее осуществить».
Участники презентации поедали глазами фотографии голубой Земли, сделанные из космоса во время тестовых полетов, затем посыпались вопросы о страховании и управлении полетами. Служащий фирмы Юки Нагаи (25 лет) из Токио сказал: «Я понял, что космические путешествия перестали быть фантастикой, и теперь дошли до такого уровня. Они дорого стоят, поэтому придется отложить полет на будущее, но мне интересно все, что с ними связано».
В США идет подготовка юридической базы и инфраструктуры
В США идет подготовка к космическим путешествиям. В 2004 году был пересмотрен Закон о коммерческих запусках в космическое пространство, теперь запуски коммерческих космических кораблей будут контролировать с помощью системы лицензий. На борт корабля можно попасть, подписав соглашение о личной ответственности и взаимном исключении претензий, как со стороны государства, так и со стороны пассажира. В случае причинения вреда третьей стороной по причине аварии государство выплачивает компенсацию в размере до 150 миллиардов иен (50 миллиардов рублей — прим. пер.).
Согласно докладу Федерального управления гражданской авиации США (FAA), космические полеты, называемые «суборбитальными», то есть не выходящими на орбиту Земли, сейчас планируют как минимум четыре компании, включая Virgin Group.
Восемь космопортов получили разрешения властей на использование их в качестве стартовой площадки для космических кораблей. В строительство космопорта в штате Нью-Мексико VG вложила примерно 20 миллиардов иен (6,3 миллиардов рублей — прим. пер.), при этом часть расходов понес сам штат. Так как проект призван оживить экономику региона, два района проголосовали в его поддержку на референдуме и согласились поднять налог на продажи на 0,25%, чтобы покрыть расходы.
Хоккайдо и Окинава думают о строительстве космопортов
«Можно ожидать, что когда стоимость полета станет по карману обычным гражданам, то количество космических туристов увеличится», — говорится в докладе кабинета министров о дальнесрочном видении космической транспортной системы, представляющем устройство этой сферы после 2040 года. В марте этого года для коммерческих полетов было введено в употребление словосочетание «космические полеты с целью получения личного опыта».
В регионах тоже проявляется интерес к строительству космических портов.
14 мая на Хоккайдо под патронажем президента Университета Хоккайдо Норихито Тамбо и мэра города Тайки Нобуо Фусими было учреждено частное Общество по изучению возможности строительства космического порта Хоккайдо. Проект предполагает расширение существующего Многоцелевого аэропарка в Тайки до космического порта, который можно будет использовать как площадку для запуска искусственных спутников и космических кораблей. В парке Тайки уже есть испытательная площадка JAXA для аэрокосмической промышленности, где проходят испытания беспилотных летательных аппаратов.
Общество планирует проводить исследования и направлять запросы в необходимые ведомства. Глава секретариата Кэнъити Ито считает: «Мы выразили позицию всего Хоккайдо, который приветствует создание космической базы».
В префектуре Окинава существует проект создания космопорта на базе аэропорта Симодзисима (город Миякодзима), который используется для тренировки гражданских пилотов префектуры и который страдает от сокращения доходов. На конференции по изучению альтернативных возможностей использования аэропорта, учрежденной префектурой в 2012 году, прозвучало пять предложений, начиная с привлечения испытательных моделей самолетов и бизнес-джетов и заканчивая строительством коммерческого космопорта. Руководитель отдела инфраструктуры аэропортов в администрации префектуры Окинава пояснил: «Мы хотим оценить возможности развития. Эти предложения до сих пор остаются идеями, заслуживающими рассмотрения».
С другой стороны, остается еще много нерешенных вопросов. Ситуация со стартами и приземлениями космических кораблей внутри страны находится «за пределами установленного» (сотрудник департамента туризма), то есть непонятно, какое законодательство должно регулировать коммерческие космические полеты. Кроме того, неизвестно влияние невесомости, радиации, а также гравитации и перегрузок при возвращении на Землю на обычных людей, не проходивших тренировок. Можно предположить, что власти проталкивают этот проект.
Профессор юридического факультета Университета Гакусюин Соитиро Оцука (торговое и космическое право) считает: «В Японии необходимо готовить юридическую базу для космических полетов, которые технически могут быть осуществлены на американских кораблях уже через несколько лет. Стоит вопрос и морального характера: что делать с неизвестными рисками, на которые идут участники полетов-»