И в космосе встречаются беспризорники?

По мнению астрофизиков, в космосе должно быть много "бесхозных" планет, которые по разным обстоятельствам покинули свои родные системы. И время от времени их могут "удочерять" другие звезды. Приемыша можно вычислить по его "неправильному" поведению - например, он будет вращаться вокруг звезды в сторону, противоположную вращению "родных" планет.

Поколения звезд исчезают и возрождаются во Вселенной. Рождения новых звезд из звездных коконов сопровождаются конденсацией окружающей материи - пылевого облака огромной туманности, в которой загораются звезды. Из конденсаций образуются протопланетные тела, а затем гравитация и механическое движение протоматерии порождает планеты. Причем по идее их должно быть неисчислимое множество, и судьбы этих планет, увы, часто непредсказуемы и таинственны!

Астрофизики предполагают, что миллиарды звезд в нашей галактике имели шанс захватить беспризорные планеты, которые дрейфуют в межзвездном пространстве. Кочующие небесные тела, которые были выброшены из своих родных звездных систем, вполне могут обрести иную звездную пристань, стать приемышем иного светила... Это предположение могло бы объяснить существование некоторых планет на орбитах, поразительно далеких от их звезды, и даже существование двойных планетных систем.

Возможно, что звезды обменивают планеты точно так же, как бейсбольные команды обменивают игроков? Такое предположение высказали специалисты-планетологи из Гарвард-Смитсонианского Центра по астрофизике. И в этой шутке изрядная доля правды!

Подтверждая свои умозаключения, авторы гипотезы астрофизики Перетс и Койховен (Perets & Kouwenhoven) моделировали скопления молодых звезд, содержащие свободно движущиеся планеты. Исследователи выявили, что если бы число планет-беспризорников равнялось числу звезд, то в течение достаточного времени три-шесть процентов звезд захватили бы по планете, поскольку чем более массивным является светило, тем более вероятен захват подобной "беспризорницы".

Правда, изучались лишь молодые звездные группы, потому что захват более вероятен тогда, когда звезды и свободно летящие планеты сосредоточены в локальном пространстве. Со временем дисперсия в звездных скоплениях приводит к такому взаимодействию между светилами, при которых "звездно-планетный" захват может происходить даже на заре формирования самого звездного кластера из протоматерии.

Следует заметить, что планеты-беспризорники - естественное следствие перерождения звездного населения в космосе. Известно, что новорожденные системы часто содержат множество планет. И если, например, две из них столкнутся, то в результате чудовищного удара одна из них может быть отброшена и превращена в межзвездного скитальца. И если потом она встретится с другой звездой, движущейся в том же самом направлении с такой же скоростью, то вполне возможно, что светило "удочерит" путешественницу.

Планета может быть захвачена звездой на расстоянии в сотни и тысячи раз большем, чем таковое от Земли до Солнца. При этом весьма вероятно, что орбита захваченной планеты может быть сильно наклоненной относительно орбит любых собственных планет звезды. Более того, она может даже вращаться в направлении, совершенно противоположном движению остальных планет, родившихся вместе с этим светилом.

Пока астрономы еще не обнаружили явных случаев захвата звездами "чужих" планет, поскольку их очень трудно выявить. Гравитационные взаимодействия внутри планетной системы могут бросить захваченную планету в широкую, наклоненную орбиту, на которой она окажется надежно плененной на отдаленных окраинах системы "удочерившей" ее звезды.

Вращение планеты по отдаленной орбите вокруг небольшого светила с малой массой было бы хорошим признаком захвата - ведь у протопланетного диска такой звезды не будет достаточного количества "строительного материала", чтобы из него что-то сформировалось на столь огромным расстоянии от нее. Поэтому весомым аргументом до настоящего времени в поддержку планетарного захвата является сообщение из европейской Южной обсерватории, в котором говорится об открытии в 2006 году двух планет-гигантов (в 14 и семь раз больше Юпитера), вальсирующих вместе, однако всякой без звезды в окрестностях своей орбиты.

"Такая система двойных планет-беглецов весьма соответствует по сути разрабатываемой нами идее. Но чтобы получить убедительные доказательства, нужно проводить обширные статистические исследования и изучить множество планетных систем", - подчеркнул доктор Перетс.

Интересно, а могла ли и наша Солнечная система привлечь в свое семейство чужеродную планету, орбита которой далеко за орбитой Плутона? Чтобы ответить на этот вопрос, астрономы занялись поисками таковых в поясе Койпера (где, кстати, предполагается наличие большого количества темной материи). Однако пока имеются сведения только о нескольких планетках-карликах, чем-то похожих на Плутон с его спутником Хароном.

Так что пока ученые не располагают доказательствами о существовании захваченной Солнцем планеты-беспризорника на отдаленной орбите. Нахождение там большой массивной неизвестной планеты исключено - ее давно бы обнаружили. А выявить маленькую планетку вполне возможно, поэтому поиски продолжаются, и шансы обрести эту находку отличны от нуля... Поэтому возможно, на окраинах нашей Солнечной системы есть такие пока еще не открытые планеты - наши далекие соседи, но в то же время совсем не родственники.

Источник: lifeukr.net