Европа строит аппарат для изучения темной Вселенной

Европейское космическое агентство объявило, что закончило разбираться с организационными вопросами миссии Euclid и переходит непосредственно к строительству космического аппарата. Об этом сообщается на сайте Европейского космического агентства.

В 70-х годах прошлого века астрофизики обнаружили, что звезды на окраинах многих спиральных галактик вращаются слишком быстро. Для объяснения этого расхождения между теоретической моделью и данными наблюдений было введено понятие скрытой (не доступной наблюдению) массы. Как оказалось, этой массы очень много - гораздо больше, чем видимой.

В свою очередь в 90-х годах прошлого века, изучая сверхновые класса Ia, астрофизики обнаружили, что Вселенная расширяется с ускорением. Для объяснения этого ускоренного расширения потребовалось понятие темной энергии, которая и расталкивает пространство. Согласно современным представлениям, обычная материя составляет 4 процента от всей материи-энергии Вселенной (эквивлаентность материи и энергии определяется известным уравнением Эйнштейна E=mc2), темная - 24 процента, а остальные 72 приходятся на темную энергию.

Миссия Euclid ("Евклид") представляет собой космический аппарат, предназначенный исключительно для изучения темной энергии и темной материи (создатели говорят - темной Вселенной). Общая стоимость аппарата составит около 600 миллионов долларов. На его борту будут установлены две камеры, одной из которых предстоит вести наблюдения в инфракрасном диапазоне, а другой - в оптическом. Обе камеры будут снабжены 1,2-метровым телескопом. Эти приборы "Евклид" будет использовать для анализа движения более миллиарда галактик. Располагаться телескоп будет в окрестности лагранжевой точки L2 системы Земля-Солнце.

Также на спутнике расположится сложнейшая система параллельных вычислений, которая будет обрабатывать данные с камер. В сообщении ESA говорится, что в создании приборов примут участие более тысячи ученых из более чем ста научных институтов. В создании аппарата принимает участие Британское космическое агентство, созданное только в 2010 году.

Примечательно, что NASA также примет участие в проекте - в частности, Американское космическое агентство поставит инфракрасные детекторы. Ранее, напомним, речь шла о том, чтобы NASA была основной движущей силой проекта, однако, со временем Европейское космическое агентство вытеснило американское из проекта.

ЕС запустит миссию для изучения нобелевской темной энергии