Curiosity: на Марсе могла быть жизнь, но сейчас — увы

Новые данные марсианской лаборатории на колёсах подтверждают: в начале своей истории Красная планета могла похвастаться толстой, плотной атмосферой.

Первый детальный анализ выборки марсианской атмосферы, проведённый марсоходом Curiosity, подтвердил, что планета когда-то была теплее и, возможно, удобнее для жизни. Одновременно нанесён удар по тем, кто мечтает найти жизнь на Марсе сейчас: метана, увы, не обнаружено.
Инструмент SAM (фото НАСА).

Сага о марсианском метане родилась в 2009 году, когда измерения с Земли показали неожиданно высокую концентрацию газа в трёх марсианских областях. Учёные оживились: ведь, например, на нашей планете почти весь метан производят живые организмы — и только 1% приходится на небиологические процессы. В довершение ко всему метан быстро рассеивается, то есть найденный газ был выработан сравнительно недавно.

Но, подтверждая полученные ранее данные, Пол Махаффи, который отвечает за работу инструмента SAM (Sample Analysis at Mars), находящегося на борту Curiosity, сообщает, что метана там почти нет: в той области кратера Гейла, куда ровер сел почти год назад, верхний предел метана — 2,7 части на миллиард. Для сравнения: в земной атмосфере — примерно 1 700 частей на миллиард.

Но Curiosity продолжит поиски. Возможно, есть какие-то места с более высокой концентрацией газа, или на планете случаются сезонные всплески. Хотя надо заметить, что на данные, полученные с Земли, всегда смотрели с долей скептицизма. «Ничего удивительного, но нотки разочарования, конечно, присутствуют», — комментирует Эдриан Браун из Института SETI.

Тем не менее другие данные, полученные в последнее время, говорят о том, что планета утратила значительную часть своей первоначальной атмосферы. Когда-то Марс был теплее, и на его поверхности могла существовать жидкая вода, а также жизнь.

Об этом свидетельствует, например, большое количество углерода-13 в нынешней атмосфере Марса по сравнению с углеродом-12, то есть более лёгкий изотоп активнее уносился в космос солнечным ветром, а тяжёлый — чаще оставался.

Каким образом учёные узнали о составе атмосферы Марса в далёком прошлом? Благодаря метеоритам. Когда в Красную планету врезался астероид или комета, происходил выброс породы, нагретой энергией столкновения. При остывании формировались стекловидные сгустки, внутри которых оказывался маленький образец древней атмосферы. Впоследствии некоторые из этих фрагментов марсианских пород падали на Землю в качестве метеоритов.

Например, Curiosity зарегистрировал более высокое содержание аргона-38 по отношению к аргону-36 в современной атмосфере Марса по сравнению с данными, полученными благодаря анализу метеоритов. «Пожалуй, это самое яркое свидетельство атмосферных потерь», — подчёркивает г-н Махаффи.

Подлинную историю того, как и почему Марс расставался со своим воздухом, поможет рассказать космический аппарат MAVEN, который НАСА запустит в конце этого года.

Результаты исследования опубликованы двумя статьями в журнале Science.

Подготовлено по материалам НАСА и Wired.

Источник: compulenta.computerra.ru