Астрономы выявили связь солнечной активности с Юпитером

Астрономы из университета Дьюка в США сообщили об обнаружении корреляции между потоком солнечного излучения и положением Земли на орбите. По мнению ученых эти данные могут быть обусловлены тем, что в сторону Юпитера звезда дает больший поток излучения. Статья, краткий обзор которой выложен на Астронете.ру, доступна в виде препринта и принята к публикации в Astrophysics and Space Science.

Ученые проанализировали данные о потоке солнечного излучения с 1978 года. Помимо давно известного цикла солнечной активности они выявили цикл продолжительностью около 1,09 лет. Этот период, как показало сопоставление данных с информацией о положении планет Солнечной системы, совпадает с сочетанием орбитальных движений Земли и Юпитера.

Именно с периодом 1,09 года Земля проходит через линию, соединяющую Солнце с планетой-гигантом. Так как спутники, которые измеряли уровень солнечной радиации, находились на геоцентрической орбите, они фактически измеряли не общую активность Солнца, а поток излучения в ту сторону, где находилась наша планета. Когда это направление совпадало с направлением на Юпитер, приборы отмечали в среднем больший поток, чем в другое время.

Исследователи сообщают об обнаруженном эффекте осторожно, так как речь идет о явлении, которое пока что не удалось обнаружить около других звезд. Теоретически, магнитное и гравитационное поле планет-гигантов может влиять на процессы на звезде, но практически эти эффекты чрезвычайно слабы. Представленный в 2012 году (тоже в виде препринта) обзор другой группы ученых указывал на то, что даже в случае «горячих Юпитеров» зафиксировать влияние планеты на звезду пока не получается.

Активность Солнца может меняться из-за планет за счет двух механизмов. Гравитационное воздействие может немного деформировать внутреннюю часть звезды (этот механизм аналогичен приливам на Земле под действием Луны). Магнитные поля планет могут накладываться на магнитные поля Солнца, что, в свою очередь, скажется на движении плазмы. Оба механизма не требуют каких-то принципиально новых физических взаимодействий, но их эффект должен быть очень невелик из-за соотношения масс и размеров небесных тел. Солнце массивнее Юпитера больше чем в тысячу раз, в то время как расстояние до газового гиганта от звезды составляет более 750 миллионов километров (от Земли до Луны менее 400 тысяч).

2013-08-4 2513 0 Космос