Астрономы нашли первую голубую экзопланету

Британские астрономы впервые смогли определить цвет экзопланеты. При помощи телескопа «Хаббл» исследователи из оксфордского университета провели спектральный анализ звезды в созвездии Лисичка и смогли рассчитать цвет обращающейся вокруг планеты HD 189733 b. Подробности со ссылкой на еще не опубликованную статью ученых для журнала Astrophysical Journal Letters приводит Nature News.

Так как звезда расположена слишком далеко, в 63 световых годах от Земли, сфотографировать ее невозможно даже при помощи одного из лучших телескопов современности. Однако спектрометры «Хаббла» позволили исследователям получить два спектра: в тот момент, когда планета закрыта от наблюдения звездой и в тот момент, когда она находится в видимой зоне. Сопоставив эти спектры друг с другом, ученые смогли определить ее оптические свойства и, в частности, сделать вывод о голубой окраске ее атмосферы.

Окрашенная в голубой цвет планета при этом необитаема. Она относится к классу так называемых горячих Юпитеров: предыдущие наблюдения показали, что HD 189733 b совершает оборот вокруг звезды всего за двое суток, а ее поверхность нагрета почти до восьмисот градусов Цельсия. Голубой цвет ученые объясняют наличием сплошного облачного слоя в нижних слоях атмосферы: и этот механизм отличается от того, который отвечает за голубую окраску известных планет солнечной системы.

Облака отражают все лучи примерно в равных пропорциях, и если бы они находились в верхних слоях атмосферы, то HD 189733 была бы белой. Но из-за своего расположения на меньших высотах свет дополнительно проходит через богатую натрием атмосферу и та поглощает свет желтого цвета, оставляя только синие лучи: отражающий слой облаков обернут дополнительным светофильтром. Земля окрашена в голубой из-за жидкого океана, Нептун из-за метана в атмосфере, но HD 189733 отличается от всех ранее известных небесных тел.

Несмотря на то, что число открытых экзопланет приближается к тысяче, непосредственное определение их цвета затруднено большими расстояниями и отсутствием достаточно мощных телескопов. Ученым неоднократно удавалось проводить спектральные анализы атмосферы экзопланет, выделяя их свет из света звезды, но эти исследования проводились в инфракрасном диапазоне, не давая ответа на вопрос о цвете небесного тела.

2013-08-4 2528 0 Космос