Астрономы NASA: межзвёздная среда по составу отличается от Солнечной системы

Астрономы NASA получили более точное представление о составе межзвёздной среды, окружающей нашу Солнечную систему. Анализ данных, собранных с помощью научного аппарата "Разведчик межзвёздных пределов" (IBEX), указывает на необходимость пересмотреть принятые представления о формировании и эволюции Солнечной системы в целом и Земли в частности, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на новость Американского космического агентства.

"Разведчик межзвёздных пределов", запущенный в 2008 году, совершает витки вокруг нашей планеты на расстоянии 321 тысячи 855 километров. Аппарат имеет узкую специализацию. Его задача - один раз в год, в феврале, с помощью бортовых приборов перехватывать потоки частиц межзвёздной среды, прорвавшиеся сквозь огромный пузырь (гелиопаузу), окружающий Солнечную систему. На внешней границе гелиопаузы движущийся от нашего светила солнечный ветер (заряженные частицы) встречается с межзвёздной средой, в которой господствует галактический ветер. Заряженные частицы нашей галактики не могут преодолеть этот барьер в отличие от нейтральных частиц. Последние же проникают внутрь Солнечной системы, проходя в ней расстояние 12 миллиардов километров за 30 лет, пока их не затягивает гравитационное поле Солнца.

"Разведчик" NASA вёл наблюдения в 2009-2010 годах. Но только сейчас учёные смогли как следует изучить состав нейтральных частиц вещества, обволакивающего Солнечную систему. Оказалось, что в этом материале на каждые 20 атомов неона приходится 74 атома кислорода. В любой точке нашей системы это соотношение составляет 20 к 111. "Мы непосредственно проанализировали четыре типа атомов из межзвёздной среды, состав которой не совпадает со средой в Солнечной системе", - уточнил Эрик Кристиан (Eric Christian) из космического центра Годдарда (Goddard Space Flight Center), сотрудник миссии IBEX. Обнаруженная разница позволяет выдвинуть две версии.

Согласно первой, эволюция нашей Солнечной системы протекала в более насыщенной кислородом зоне галактики чем та, в которой мы находимся сейчас. В соответствии со второй, кислород, являющийся важнейшей предпосылкой для возникновения жизни, "заперт, как в ловушке" внутри межзвёздной пыли и не способен свободно перемещаться по просторам Млечного пути. "Оба варианта предполагают коррекцию разработанных моделей формирования Солнечной системы и всего живого на Земле", - подытожил Дэвид Маккомас (David McComas) из Юго-западного исследовательского института (SwRI).

Астрономы NASA объявили об открытии 715 новых экзопланет