Астероидная пыль рассказала о жестокой бомбардировке космических объектов

Учёные изучили образцы грунта, принадлежащие астероиду Итокава, а также рассказали во всех подробностях об особенностях "чужеземных" частиц и своих выводах о формировании астероидов.

Первые в истории зёрна астероидной пыли попали в руки и под микроскопы землян благодаря японскому аппарату Hayabusa, который, пусть и не совсем удачно, но всё же выполнил свою миссию по доставке грунта астероида на Землю.

Зонд принёс порядка 1500 зёрен пыли с Итокавы. Исследователи из университета Окаямы (Okayama University) выбрали всего лишь 5 из них, но и этого было достаточно для формирования первого представления о несостоявшихся планетах Солнечной системы.

Самый главный вывод статьи, вышедшей в журнале PNAS, — поверхность недопланет постоянно бомбардируют микроскопические метеоритные частицы, разогнанные до очень высоких скоростей.

Учёные пришли к такому выводу, проанализировав минералогию и геохимию микроскопических песчинок, изучив форму и размеры зёрен. На поверхности всех частиц, в частности, были обнаружены трещины, которые, судя по всему, образовались из-за сильных ударов. На краях микроразломов исследователи разглядели микроскопические кратеры диаметром от 100 до 200 нанометров. Кроме того, астероидные пылинки "украшала" масса налипших частичек размером всего несколько микрометров.

"Они выглядят так, будто их поверхность представляет собой липкую ленту", — рассказывает один из авторов работы материаловед Эидзо Накамура (Eizo Nakamura).

Всё указывало на то, что поверхность астероида бомбардирует огромное количество микроскопических частиц – микрометеороидов нанометрового размера, которые налетают на Итокаву со скоростью порядка 18-36 тысяч километров в час.

Японские астрономы полагают, что поверхность астероида атакуют микрочастицы, которые ранее были выброшены с Итокавы ударами других космических тел. Так как астероиды не имеют своей атмосферной оболочки, возвращаемая слабой гравитацией пыль не сгорает.

Получается, что поверхность астероидов, мир которых считался относительно спокойным и почти неизменным со времён становления Солнечной системы, подвержена постоянному космическому изнашиванию.

Другой важный вывод исследования: астероид, который сейчас насчитывает 500 метров в длину, вероятно, образовался из другой космической скалы. Её диаметр мог доходить до 20 километров, однако последующий удар разорвал её на части, а то, что осталось, собралось в рыхлую, слабоплотную Итокаву.

Космический аппарат нашел таинственное облако пыли вокруг Марса