Первую в мире полностью многоразовую ракету-носитель и такой же корабль для нее намерена создать частная американская компания SpaceX.
В отличие от шаттлов, которые возвращаются на крыльях, или "Союзов", которые используют парашюты, все части нового комплекса должны приземляться на ракетных двигателях. О необычном проекте рассказал на пресс-конференции в Вашингтоне глава SpaceX Элон Маск.
По замыслу инженеров компании, двухступенчатый носитель, такой как Falcon 9, будет выводить на орбиту корабль Dragon. Последний является практически многоразовым - в каждом рейсе пропадает только агрегатный отсек, капсула для экипажа в нем используется повторно.
Но наиболее инновационной является полностью многоразовая ракета. И ее первая, и ее вторая ступени должны после завершения своего участка полета снизиться в атмосфере (при этом вторая будет оборудована тепловым щитом) и сесть на космодроме, затормозив только силой собственных реактивных струй. Далее эти ракетные блоки могут быть вновь заправлены и подготовлены к очередному старту.
Аналогично в перспективе и пусковой аппарат от SpaceX должен будет приземляться на двигателях, вместо нынешних парашютов.
Многоразовая вторая ракетная ступень - вот настоящий вызов конструкторам и инженерам. Ведь она должна развить первую космическую скорость, а после отделения корабля или спутника снизить орбитальную скорость, пройти плотные слои атмосферы, снова притормозить за счет включения двигателей и сесть на четыре посадочных опоры, словно какой-то лунный модуль.
По информации Space.com, таким способом Маск надеется радикально снизить стоимость доступа людей в космос, тем самым приблизив колонизацию других миров, например Марса. SpaceX надеется отправить астронавтов на Красную планету в течение 20 лет.
Глава SpaceX объясняет, что сейчас каждый запуск ракеты Falcon 9 стоит 50-60 миллионов долларов, из которых затраты на топливо составляют всего 200 тысяч долларов. Так что многократное использование всех ступеней ракеты-носителя на порядок снизило бы затраты на выведение грузов и пилотируемых кораблей в космос.
Маск признает, что этот план слишком сложен, и не называет никаких сроков. "У нас есть проект на бумаге, мы проводили расчеты, делали моделирование - это действительно работает, - говорит основатель SpaceX. - Теперь нам нужно удостовериться, что моделирование и реальность придут к согласию, поскольку обычно, когда этого не происходит, реальность побеждает".
Кстати, американские власти очень рассчитывают на прорыв частников в космос. 15 сентября сенатский комитет по ассигнованиям одобрил выделение 500 миллионов долариву рамках бюджетаNASA на 2012 год для проведения коммерческих космических полетов.
Напомним, в апреле SpaceX представила самую мощную ракету в мире, которая способна выводить на так называемую низкую опорную орбиту (около 200 километров) до 53 тонн полезной нагрузки.
Источник: mignews.com