На третьей технологической конференции "Яндекса" было сделано несколько стратегически важных заявлений. Одно из них — и это долгожданный момент для крупнейшей российской интернет-компании — "Яндекс" представил свой собственный браузер.
"Недавно "Яндексу" исполнилось 15 лет, и все эти 15 лет он был просто страничкой в Интернете, — начал рассказ глава компании Аркадий Волож. — Сервисов разных много, но в конечном итоге, они просто странички в Интернете. И в отношении нашей компании сегодня все изменится. Встречайте новый "Яндекс" в новом виде и в новом формате! (Нравится логотипчик?! Мы его в газете на прошлой неделе увидели — решили заюзать!"
Впервые об этом проекте заговорили еще несколько лет назад. И вот браузер от "Яндекса" уже можно скачать и установить. По представленным данным, в качестве движка был выбран WebKit, а интерфейс базируется на открытом исходном коде Chromium. Но ключевая особенность программы "Яндекс.Браузер" — глубокая интеграция с онлайновыми сервисами компании — например, с поиском, картами, сервисом переводов и другими.
Выпуск собственного браузера для "Яндекса", главным продуктом которого является поисковая система, прямо обусловлен интересами бизнеса. Количество запросов в поисковике напрямую влияет на выручку компании от контекстной рекламы — основного источника дохода "Яндекса". Браузеры являются одним из главных каналов дистрибуции поиска — поэтому это направление стратегически важное для компании. А так как разработчики наиболее популярных в России и в мире программ для веб-серфинга типа Google Chrome и Mozilla FireFox вдруг стали не очень дружелюбны к "Яндексу", российскому поисковику пришлось строить свой браузер.
"Мы осознали, что Интернет очень сложный, — рассказал руководитель проекта “Яндекс.Браузер” Тигран Худавердян. — И если 20 лет браузеры строились в основном на платформе и на интерфейсах, то уже два-три года как в браузеры приходят "облака" — облачные сервисы, которые сами по себе могут не являться сервисом для пользователя, но, спускаясь в браузер, они дают новые свойства — например, поисковые навигационные подсказки. Сами по себе они являются просто технологией, а в браузере они помогают пользователю подобрать домен, даже если он его не помнит или опечатывается при наборе. И с осознанием того, что мы одна из нескольких компаний в мире, которая обладает такими знаниями и технологиями, стало понятно, что мы можем сделать браузер следующего поколения!"
И в процессе создания разработчики учитывали знания "Яндекса" о потребностях пользователя — и это, по идее, должно сделать браузер более удобным. Очень гордятся в "Яндексе" и тем, что их браузер, наверное, самый минималистичный: в нем исчезла стрелка "Вперёд", её можно увидеть только тогда, когда уже есть, куда идти вперёд. Интересно и такое нововведение, как табло, которое показывается после клика по адресной строке. Таким образом, в Yandex не нужно открывать новую вкладку, чтобы перейти на новую страницу. И кстати, в браузер интегрирована система уведомлений почты и соцсетей. Среди характерных особенностей можно отметить и так называемую “безурловость” — URL там, конечно же, есть, но его видно, только когда кликаешь на адрес сайта для копирования, — а также “сайтлинки” — ссылки на разделы сайтов прямо в интерфейсе браузера.
Кстати, помогала российскому поисковику создать свой браузер компания Opera Software — так, "Яндекс" расширил WebKit в своей платформе технологией Opera Turbo. Она позволяет быстро загружать страницы даже при низкой скорости соединения. Режим Turbo появится уже в следующей версии продукта.
Интересно, что логотип браузера — это первый графический элемент, созданный не в студии Артемия Лебедева, а внутри стен "Яндекса". Эскиз логотипа, который в итоге утвердили, просто ручкой в блокноте нарисовал менеджер проектов Дмитрий Тимко.
Еще один важный проект, о котором также объявили на конференции, — "Яндекс" запускает магазин приложений для устройств, работающих на операционной системе Android,— Yandex.Store, который станет конкурентом Google Play.
Магазин приложений состоит из двух частей: интерфейса для разработчиков на русском и английском языках и приложения для пользователей. Сейчас в магазине доступно около 40 тысяч приложений — компания приобрела лицензии на их распространение у Opera Store. По данными издания “Коммерсантъ”, — которое ссылается на источник, близкий к компании, — как и в Google Play, разработчик будет получать 70% доходов от продажи приложений. Оставшиеся 30% будут приходиться на партнеров, биллинг и сам "Яндекс".
Появление этих двух проектов браузера и магазина приложений от "Яндекса", по сути, означают, что российский поисковик вышел на тропу войны против главного конкурента – Google – в тех сферах рынка, где российскую компанию совсем не ждали. И доля аудитории — это та самая лакмусовая бумажка, по которой, наверное, уже через полгода можно будет сказать, насколько успешным окажется наступление "Яндекса" по этим фронтам.