"Яндекс" анонсировал "Атом" — платформу для персонализации сайтов. "Атом" — это комплексный инструмент для вебмастеров, позволяющий создавать сервисы, адаптированные под интересы пользователей. Первоочередная его задача — "советовать", какой контент является для пользователя приоритетным.
Директор по распространению технологий "Яндекса" Григорий Бакунов рассказал о новинке. "Это партнер. То есть, например, вы на своем сайте говорите "Яндексу", говорите "Атому", что люди, которые приходят вот на эти страницы — это категория А. Люди, которые приходят на эти страницы — категория Б. На эти — Ц. И чем больше людей приходит на эти страницы, тем выше точность предсказания для следующего человека. Потому что это — самообучающаяся система", — объяснил руководитель.
Таким образом, "Атом" будет советовать вебмастерам, какой контент является максимально релевантным для пользователя, основываясь на информации, взятой из истории его поисковых запросов. Сам "Яндекс", при этом, никакой личной информации передавать никому не будет. Вместо этого компания будет предоставлять наиболее вероятную модель поведения. Некоторые способы фильтрации отсекают информацию, которая могла бы быть полезной пользователю. Известно, что, к примеру, результаты поиска Google и Bing могут значительно отличаться друг от друга. Происходит это оттого, что поисковой сайт окружает пользователя "пузырем персонализации", и, стараясь персонализировать результаты, может просто не выводить какую-либо информацию, считая ее нерелевантной. Представители "Яндекса" уверяют, что информацию о своих приоритетах можно будет модифицировать.
"Яндекс" не предлагает фундаментально новую технологию. Примерно так же работает Google, Bing и Facebook. Первый персонализирует поиск, основываясь на геолокации, прошлых результатах поиска и даже на перемещении мыши. Facebook точно так же персонализирует ленту новостей. Некоторые называют это "пузырем персонализации" и ничего хорошего в нем не видят. В "Яндексе" же считают, что эта технология позволит пользователю проще ориентироваться в переполненной лишней информацией сети.
***
Скандалы, связанные с внутренней разведкой США, инициированные Эдвардом Сноуденом, повлияли не только на общественное мнение, но и на софтверных разработчиков. Компания BitTorrent, известная, в первую очередь, за свой протокол передачи данных, объявила о скором начале альфа-тестирования своего мессенджера. По заявлению компании, их задача — сохранить приватность переписки. Сделать так, чтобы сообщения оставались личными, безопасными и бесплатными.
В связи с этим, у мессенджера, лаконично называющегося BitTorrent Chat, не будет никакого единого сервера, где бы хранилась переписка. Скорее всего, все данные будут храниться локально — на устройстве пользователя. Передаваться зашифрованные сообщения будут при помощи технологии peer-to-peer. Правда, все это — только слухи. Разработчики не раскрывают технических деталей проекта, неизвестен даже список поддерживаемых платформ для альфа-тестирования. Тем не менее, БитТоррент Chat может выйти не только на десктопах под управлением Windows, Mac или Linux, но и в качестве мобильного приложения. Разработчики также объявили о том, что в будущем станет возможна интеграция и с другими мtссенджерами. На данный момент сам сервис еще не запущен, а для участия в альфа-тестировании необходимо пройти регистрацию на сайте.
BitTorrent Chat — не единственная инициатива компании. Существует и BitTorrent Live — сервис для стриминга концертов, и BitTorrent Sync для синхронизации данных различных устройств, и сервис SoShare, служащий для обмена большого объема данных. Все они, так или иначе, работают при помощи пиринговых сетей, которые предполагают отсутствие единого сервера. Его задачи, в равной степени, берут на себя сами клиентские приложения. Таким образом, данные в пиринговой сети фактически невозможно потерять или удалить.