Российский рынок онлайн-игр за последние два года вырос в 2,4 раза и составил по итогам почти 900 миллионов долларов. При этом общий объем рынка компьютерных игр составил 1,3 миллиарда долларов. Таковы данные исследования игровой индустрии, которое провела корпорация Mail.ru Group.
Последние несколько лет в России падают продажи игр для персональных компьютеров, поэтому успех рынку обеспечили новые сегменты: мобильные игры, социальные и многопользовательские игры, последние остаются самым большим сегментом в абсолютном выражении. Однако самым быстрорастущим и перспективным сегментом рынка, по данным исследования, стали мобильные игры.
По данным исследования Mail.ru Group, в России играют чаще всего на Android-устройствах, на втором месте iOS, а затем следует Windows Phone. Однако распределение доходов от этих платформ может быть совсем иным: известно, что обладатели устройств от Apple, численно уступая Android-пользователям, при этом куда более охотно тратят деньги на приложения.
К сожалению, данных по доходам платформ в исследовании Mail.Ru Group нет, в то время как App Annie в мае сообщила общемировые данные за первый квартал 2013-го: лидер — App Store, продажи которого в два раз больше Google Play. Кстати, интересно в связи с вышесказанным, что на смартфонах и планшетах играют более 50 и около 40% интернет-пользователей, соответственно.
Игровая приставка — наименее популярное игровое устройство, и ее наличие у опрошенных исследователями сильно коррелирует с доходом. Занимательно, что некоторым пользователям недостаточно одного игрового устройства. Например, 49% интернет-аудитории играет одновременно и на компьютере, и на смартфоне, а около 26% совмещают компьютерные и консольные игры.
Исследователи Mail.ru Group составили также социально-демографический портрет игроков компьютерных игр. Сделано это было, похоже, для того, чтобы развенчать стереотип, что типичный геймер — это прыщавый подросток с явно плохими социально-адаптивными навыками, у которого нет друзей в реальном мире. Исследователями корпорации было опрошено 2033 респондентов старше 13 лет, живущих в городах России с населением свыше 100 тысяч человек. И портреты, составленные для разных типов игр, действительно, опровергают стереотип: во всех случаях более 40% геймеров имеют диплом о высшем образовании и/или ученую степень, состоят в браке и даже имеют ребенка, средний возраст игроков составил 33 года. Возраст самой активной игровой аудитории, по данным Mail.ru Group, варьируется примерно между 25-36 годами.
Среди пользователей компьютерных игр доля женщин выше, чем доля мужчин: 54% против 46%. Этот разрыв еще выше среди пользователей игр в социальных сетях: 61% против 39%. Интересно, что эти данные совпадают с зарубежными исследованиями: так, Entertainment Software Association в 2012 году сообщила, что средний возраст покупателей игр в США — 34 года, а женщин среди них — 48%.
***
Американский скандал с признаками теории заговоров продолжает обрастать подробностями. Адепты хакерского движения Anonymous выложили документ, в котором, по их мнению, подтверждаются планы спецслужб США по слежке за интернет-пользователями. Заявление группировки доступно на сайте Pastebin, а сам документ хакеры выложили на специально созданный сайт.
В тексте описываются планы по созданию Глобальной информационной сети (GIG), призванной объединить единой закрытой сетью войска, высшие должностные лица и обслуживающий их персонал. В этой сети они смогут обмениваться секретными файлами.
Также выложенный хакерами документ описывает программу NetOps, которая представляет из себя систему, занимающуюся управлением и мониторингом Сети. Стоит отметить, что о планах по развертыванию GIG Агентство национальной безопасности США (NSA) официально объявило еще в 2008 году. Проект GIG все еще находится в разработке, хотя транспортная инфраструктура для него уже создана. NSA ранее также заявляла о планах доработать проект и адаптировать его согласно современным угрозам.
Публикацию документа Министерства обороны хакеры приурочили к скандалу, который начался в обществе после появления в прессе информации о слежке спецслужб США за гражданами страны. Газета The Guardian уличила оператора связи Verizon в том, что тот, по секретному решению суда, обязался передавать NSA данные о разговорах своих клиентов. После публикации в газете компании Verizon пришлось признать, что это соответствует действительности. Через пару дней американская пресса, в лице почти десятка изданий федерального масштаба сообщает, что "прослушка" и анализ данных велись в рамках ранее не анонсированного проекта PRISM и в реальности данные передавались не только компанией Verizon, но и двумя другими крупнейшими американскими сотовиками — AT&T и Sprint. Причем, программа существовала несколько лет и за это время в АНБ были переданы очень большие объемы данных.
Одновременно с обвинениями в адрес сотовиков, возник и еще один логичный вопрос: а как же интернет-компании? Ведь они тоже обладают огромными массивами данных, которые по своим объемам даже превышают объемы данных сотовиков. Тогда Washington Post со ссылкой на свои источники сообщила, что и здесь федеральные власти уже решили свои вопросы и получили прямой доступ к серверам всех крупных интернет-компаний, в том числе к серверам Microsoft, Yahoo, Google, Facebook, PayPal, AOL, Skype и Apple.
Члены сенатского комитета по разведке заявили, что такая слежка ведется на протяжении семи лет в соответствии с федеральным законодательством. Крупные интернет-компании отреагировали на данные заявления практически мгновенно и буквально в течение часа опубликовали заявления, в которых "категорически отрицали" факты передачи данных. В Microsoft заявили, что всегда сотрудничали с властями, но "если у правительства и есть программа по сбору пользовательских данных в национальном масштабе с целью безопасности, то мы в ней не участвуем". Компания Yahoo тоже опровергла предположение об использовании своих серверов спецслужбами. Одновременно с этим данные опровергли Facebook и Google. В Apple заявили, что "никогда не слышали о PRISM".