В Россию дошел Street View — функция, позволяющая просматривать фотопанорамы улиц прямо из картографических сервисов Google. Стартовавший в мае 2007 года, Street View сейчас работает уже в 30 странах, а теперь еще и в Москве, Подмосковье и Петербурге.
"Мы работали над этим проектом достаточно долго, — рассказывает менеджер продуктов Google Борис Хвостиченко. — Мы знали, что как только этот проект появился во всем мире, естественно, российские пользователи тоже себе его захотели. Но у нас возникли некоторые логистические трудности, связанные с двумя вещами. Во-первых, это сезонная работа, если вы не успели сделать это летом, то придется ждать следующего лета. Во-вторых, у нас используется свое собственное оборудование для съемки, и чтобы ввезти его в Россию, приходилось составлять документацию, а это не простой процесс".
Пока Google оформлял документы, основной российский конкурент американского поисковика – "Яндекс" — создал аналогичный сервис и распространил его не только на обе столицы, но и еще на 200 городов, в том числе в Казахстане, Турции и на Украине. Почему Street View не пришел в Россию раньше? Есть много версий — начиная от того, что отечественный рынок рассматривался гигантом как не самый значимый, и заканчивая тем, что здесь просто не удавалось договориться о проведении таких съемок в городах.
"Фотографии, которые снимаются здесь, являются публичными — в том смысле, что они делаются на обычных улицах с обычных точек, с которых их может снять обычный человек, — поясняет Борис Хвостиченко. — С этой точки зрения здесь все легально. Никаких вопросов с этим возникнуть не может. Во-первых. А, во-вторых, в России эту работу для нас делал подрядчик на нашем оборудовании. И все эти вопросы подрядчик, у которого есть лицензия, взял на себя".
Как бы то ни было, летом, когда по заказу Google панорамы и снимались в Москве и Санкт-Петербурге, вся эта деятельность прошла незамеченной — ни утечек в IT-прессе, ни публикаций вездесущих блогеров. А, между тем, в мире эти съемки — по крайней мере, поначалу, воспринимались как повод для веселья или даже возможность поиздеваться над всемогущим Google. Достаточно вспомнить историю в Норвегии, где гугломобиль попал в засаду шутников-аквалангистов, которые потом преследовали машину, потрясая вилами. То ли с тех пор к машинам с фотоаппаратами привыкли и у нас, то ли просто не узнали в них гугломобили.
"Машины были небрендированные, это правда, — продолжает Борис Хвостиченко. — Машины были местные, на них стали российские номера, оборудование было наше, которое мы ввозили. Мы просто не афишировали саму схему, как мы это делали. И потом мы же не первая компания, кто делает в России такой сервис, есть же еще "Яндекс", "Где этот дом", их достаточно много, поэтому эти машины не вызывали у людей какого-то удивления. Я не видел на снимках, чтобы люди показывали пальцами на них".
С момента начала проекта Street View его окружало немало скандалов — и по поводу сканирования wi-fi-точек (с тех пор wi-fi-приемники со всех машин убрали), и по поводу вторжения в частную жизнь (теперь номера машин и лица людей автоматически "размываются" на фото — вплоть до лиц на рекламных плакатах). Зато, и этим Street View выгодно отличается от конкурентов.
"Пролистывая" по Лаврушинскому переулку в Москве, например, вы можете зайти в Третьяковку и побродить по ее залам. Или свернуть с Дворцовой набережной в Эрмитаж. Также на Street View есть Красная площадь, Кремль, московские парки и усадьбы, Петергоф. Все это снималось в августе — сентябре специальным трехколесным гугловелосипедом, трайком, и сейчас вошло в состав головного проекта, который по-русски называется "Просмотр улиц".
К сожалению, в отличие от американской версии Street View, при съемке в России не использовались лазерные дальномеры, сканирующие здания, а, значит, трехмерных карт Москвы в ближайшем будущем ждать не стоит. Нет пока в России и картографии внутри больших общественных зданий — например, торговых комплексов.
Впрочем, и в США этот проект пока считается экспериментальным. Ну, и нельзя забывать о том, что Google — это глобальный игрок и, выбирая место для отдыха или готовясь к путешествию, огромное количество пользователей сейчас пользуется, в том числе и гугловскими панорамами, так что российской туриндустрии приход в нашу страну Street View, очевидно, на руку.