Facebook замедляет рост. В преддверии IPO, которое должно состояться 24 мая, крупнейшая социальная сеть опубликовала результаты последнего финансового квартала. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка выросла и составила чуть более одного миллиарда долларов. Чистая прибыль, наоборот, снизилась на 12% — до 205 миллионов. Согласно отчетности, основные причины падения – расходы, связанные с выходом на биржу, а также с разработками и исследованиями.
Facebook по-прежнему крупнейшая социальная сеть, чья месячная аудитория составляет 900 миллионов человек. Для сравнения, у ближайшего конкурента – Twitter – почти в три раза меньше. Несмотря на то, что больше половины – 488 миллионов человек – заходят на Facebook со своих телефонов, темпы роста мобильной аудитории незначительно снизились.
В связи с этим недавняя покупка фотосервиса Instagram кажется более чем логичным и своевременным шагом. Команда стартапа обладает достаточной экспертизой в области создания красивых и эргономичных мобильных приложений. Напомним, что Instagram обошелся Facebook в один миллиард долларов, а сама сделка была заключена на скорую руку – за пару недель. Согласно опубликованным перед IPO данным, 300 миллионов долларов будет выплачено создателям фотосервиса наличными, остальная сумма – акциями.
Большая часть выручки соцсети – 872 миллиона долларов – приходится на рекламу, остальное – платежи и другие отчисления от создателей приложений. Интересно, что главная дойная игровая корова Facebook – компания Zynga – стала приносить Марку Цукербергу меньше денег. Это может быть, с одной стороны, связано с тем, что пользователи охладели к жанру социальных игр как таковому, а с другой – с желанием самой Zynga развивать собственную игровую платформу.
В "предайпиошных" документах нашлось место и для еще не анонсированной сделки. Как оказалось, Facebook за полмиллиарда долларов купил у Microsoft 650 патентов, а также получил возможность использовать и лицензировать еще 275 других. Пикантность ситуации состоит в том, что прошла лишь неделя с тех пор, как сам Microsoft купил эти патенты у компании AOL.
Очевидный смысл этой сделки для Facebook – укрепить свою патентную броню. Приобретенная интеллектуальная собственность относится, прежде всего, к системам обмена мгновенными сообщениями, электронной коммерции, рекламе и мобильным технологиями — иными словами, к тем областям, где Facebook активно работает или собирается усилить свое присутствие. В свете постоянных патентных баталий последнего времени, а также со связанными с этим рисками, что очевидно может сказаться на цене акций, – шаг нужный и своевременный. Тем более что сравнительно недавно Facebook уже успел обменяться взаимными патентными претензиями с компанией Yahoo.