Администрация социальной сети Facebook заблокировала доступ к своим данным для приложения Wonder, выпущенного "Яндексом" для iOS-устройств. Сервис для англоязычных пользователей был представлен утром 24 января. В своем Twitter представители Wonder сообщили о проблемах с доступом к данным Facebook спустя всего четыре часа после того, как "Яндекс" объявил о выпуске приложения. А еще через два часа доступ к данным был полностью прерван. В настоящее время при попытке любого пользователя авторизоваться в своем аккаунте Facebook из приложения Wonder выдается сообщение об ошибке с просьбой попробовать обратиться позднее. Но пользователи, которые успели авторизоваться, по-прежнему могут задавать вопросы, однако данные в Facebook не обновляются.
Приложение Wonder предназначено для быстрого ориентирования среди данных друзей пользователя, которые они загрузили в своих аккаунты в разных соцсетях. Поисковый вопрос задается Wonder голосом или текстом. Ответы на него отображаются в приложении в виде подборок с горизонтальным скроллингом.
Например, в ответ на вопрос "Какие рестораны посещали мои друзья в Нью-Йорке?" Wonder предложит в качестве ответа адреса, фотографии, которые друзья пользователя сделали в релевантных ресторанах, полезные советы о том, что из меню стоит заказать, а также точки на картах. А в ответ на запрос: "Какую музыку слушают мои друзья?" пользователь получит список композиций, которые его друзья прослушали, например, в Spotify, а потом поделились этой информацией в Facebook, а также изображения альбомов со ссылками на биографии исполнителей и прочую полезную информацию. Приложение Wonder также работает с сервисами Instagram, который, кстати, с 2012 года принадлежит Facebook, Foursqure и Twitter. Со всеми ними никаких проблем не замечено: авторизация проходит, данные обновляются. Везде кроме Facebook.
"Facebook действительно сейчас заблокировал этого приложения, то есть авторизацию новых пользователей в этом приложении. Заблокировал по причине, которую мы называем пункт 12.1, пункт, который гласит, что ты не можешь использовать данные Facebook для разработки поискового приложения. Facebook почему-то решил, что это поисковое приложение. Мы думаем, что это какое-то недоразумение, и мы сейчас активно с Facebook общаемся на эту тему, и надеемся, что скоро этот вопрос будет урегулирован", — объяснил ситуацию директор по распространению технологий компании "Яндекс" Григорий Bobuk Бакунов.
Согласно правилам использования Facebook разработчикам приложений запрещается использовать данные, полученные в сети, в поисковых системах и каталогах без письменного разрешения руководства компании. Однако в "Яндексе" утверждают, что они не нарушили это правило, потому что Wonder не является ни поисковым движком, ни каталогом.
"С Wonder — история другая. Это средство, которое позволяет тебе манипулировать теми данными, которые и так уже есть у тебя в Facebook, ты не найдешь там ничего нового. Ты работаешь с теми данными, которые Facebook тебе предоставляет, которые Foursquare тебе предоставляет, которые доступны тебе и так. Скорее всего, ты не найдешь ничего нового. Типичная история, что ты можешь найти ресторан, в котором были твои друзья. В принципе эту информацию ты можешь найти просто руками. Это нельзя назвать поиском в его открытом понимании", — продолжил Бакунов.
Интересно, что в первом материал, посвященном Wonder, который вышел еще в 11 января журналист TechCrunch предположил, что Facebook не пропустит и сразу заблокирует приложение от "Яндекса".
"Слухи о том, что "Яндекс" никогда не пройдет вообще все это хозяйство, они появились как раз тогда, когда появился Graph Search. И все сказали, о, да это же конкурент. В такой ситуации, когда мы говорим о конкуренции, конечно, были бы опасения. Но проблема в том, что когда появился Graph Search, наше приложение уже было отправлено на модерацию в App Store. Больше того, конечно, мы общались с ребятами из Facebook, показывали скриншоты и куски приложения, рассказывали, что это ни в коем случае не поиск. Но, как вы знаете, Facebook за последнюю неделю заблокировал три крупных приложения — одно из них от Twitter, это Twitter Vine, второе — это Voxer. Это связано с изменениями в политике Facebook, и, я думаю, что в какой-то момент компания одумается и поймет, что приложения никак не вредят Facebook", — уверен Григорий Bobuk Бакунов.
Вероятно, таким образом Facebook пытается ограничить рост и продвижение "чужих" сервисов на своей платформе. Такую политику соцсеть продемонстрировала еще в 2010 году, когда заблокировала доступ Twitter к использованию функции поиска друзей. В том же году Facebook крупно поссорился с Google, когда отказал в экспорте своих списков контактов, при том что активно использовала контакты Gmail для поиска и приглашения новых пользователей.
У такой стратегии есть другая сторона: разработчики в будущем дважды подумают, строить ли свои приложения на базе данных Facebook, если есть риск, что программу отрежут от социального графа по прихоти Цукерберга. Дело в том, что авторизация через Facebook — это возможность для пользователя входить во множество сервисов под одним паролем, но для разработчика главное преимущество — это получение от соцсети графа друзей для распространения своего проекта. Теперь же, Facebook отнимает эту возможность у одного приложения за другим.