Страсти вокруг биткоина продолжают накаляться. На этой неделе частично объяснилась небывалая доброжелательность к криптовалюте американских властей.
В ноябре заседание сената по проблеме виртуальных денег превратилось, по оценкам прессы, в "фестиваль любви". Эксперты исключительно тепло отзывались о биткоине и ему подобных. Биткоин, основу всей нелегальной интернет-торговли, оправдали в американской генпрокуратуре. И даже "главный по доллару", председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке, написал, что биткоин имеет огромный потенциал, если современные технологии позволят создать на его основе быструю, безопасную и эффективную платежную систему.
Теперь оказывается, что дело здесь не только в экономике. Точнее, не только в макроэкономике. Журналисты Wired заглянули в топ-10 самых крупных биткоин-счетов и обнаружили, что кошелек-чемпион принадлежит ФБР. Там — 144 тысячи монеток, что, в пересчете на сегодняшний курс, эквивалентно примерно 100 миллионам долларов.
Кроме того, ФБР принадлежит еще один счет, на котором лежит 30 тысяч биткоинов — это примерно 20 миллионов долларов. Все эти деньги изъяты при ликвидации крупнейшего подпольного онлайн-магазина Silk Road. Лежали они на личных счетах человека по имени Росс Ульбрихт — именно он, по данным ФБР, был отцом-основателем и главнокомандующим "Шелкового пути", который скрывался за псевдонимом Ужасный Пират Робертс. Сейчас он под следствием и, судя по всему, обратно свои сбережения не получит. Таким образом, американские власти оказались на втором месте по биткоин-накоплениям. И это серебро достойно золота, так как на первой позиции — призрак, это создатель биткоина — Сатоши Накамото. Это, само собой, тоже псевдоним и неизвестно, стоит ли за ним реальный человек или целая команда. Кроме того, у Накамото накопления размещены на десятках разных счетов, и они, как и другие биткоин-кошельки, анонимны, так что подсчитать точно его капитал невозможно.
Кошелек ФБР, кстати, также не имеет лица, однако в биткоин-сети столь крупные счета — редкость, поэтому пользователи и биржевики, как правило, знают, кому они принадлежат. Соответственно, когда все эти средства переместились, стало понятно — куда. Выходит, власти США владеют, по меньшей мере, двумя процентами всех биткоинов в мире, а этого уже почти достаточно, чтобы регулировать его курс и, соответственно, биткоин-торговлю.
Этим, судя по всему, серьезно обеспокоена вторая экономическая сверхдержава — Китай. На этой неделе Пекин предпринял ряд шагов, которые заставили курс биткоина снизиться почти в два раза. Во-первых, заблокировали все юани на счетах крупнейшей биткоин-биржи страны, таким образом, фактически, парализовав обменные операции. А, во-вторых, — запретили интернет-платежным системам, действующим на местном рынке, работать с биткоин-биржами.
Впрочем, от удара биткоин быстро оправился — просто операции с криптовалютой в Китае стали совершаться с наличными деньгами. А поскольку сам биткоин в стране не запретили (хотя могли бы) эксперты сделали выводы, что власти Китая просто пытаются слегка заморозить рынок, чтобы сориентироваться, что к чему в этой незнакомой финансовой системе.
***
Facebook перешел к новой форме подачи видеорекламы. Теперь она будет проигрываться без разрешения пользователя. То есть выскакивать в самый неожиданный момент. Однако в Facebook обещают, что раздражающий эффект от таких объявлений сведут к минимуму. Так, видеоролики длиной не более 15 секунд, во-первых, будут по умолчанию запускаться без звука. Чтобы он включился, нужно будет либо кликнуть на плеер, либо развернуть его на полный экран. А, во-вторых, пользователь может остановить просмотр, попросту прокрутив ленту выше или ниже и оставив рекламу за пределами экрана.
При повторном наведении проигрывание уже не начнется. Кроме того, если пользователь зашел на Facebook с мобильного, видео будет включаться только в том случае, когда доступ в Интернет осуществляется через Wi-Fi — чтобы сэкономить трафик. Ну и, разумеется, автоматическое проигрывание касается далеко не всех видеороликов. Пока нововведение касается и не всех пользователей, а только небольшой части. Но, по расчетам Facebook, даже в таком режиме реклама приносит около двух миллионов долларов в сутки, а в полном объеме сервис будет запущен только в новом году. Вот тогда и увидим, удастся ли Facebook очередная попытка повысить монетизацию соцсети или, как обычно, вызовет резкое недовольство пользователей и их отток на другие ресурсы. По крайней мере, в странах СНГ, где пользователям есть, куда бежать.
Так, основатель "ВКонтакте" — главного конкурента Facebook на постсоветском пространстве — Павел Дуров на прошлой неделе заявил, что руководство крупнейшей соцсети заблокировало трансляцию статусов из "ВКонтакта" в начале декабря не просто так, а из опасений потерять отечественный рынок.
По словам Дурова, который ссылается на данные ComScore, в России посещаемость Facebook интенсивно снижается. Впрочем, спустя несколько дней без объяснения причин трансляция статусов была возобновлена.