Долгожданное IPO Facebook состоялось. На бирже Nasdaq начались торги акциями крупнейшей социальной сети мира. Перед выходом на биржу компания оценила свои акции в 38 долларов за штуку. На открытии торгов стоимость взлетела до 42 долларов. Правда, затем бумаги стали дешеветь.
Акция с тикером FB по 38 долларов за штуку сегодня появится в котировальных списках Nasdaq. Сегодня на открытый рынок поступят 421 миллион бумаг Facebook, капитализация которой составляет 104 миллиарда долларов. Аналитики утверждают, что в первые дни спрос на акции будет ажиотажным.
"Судя по спросу, который мы наблюдали последние несколько недель, не нужно быть гением, чтобы предположить, что в начале торгов мы увидим сильный рост. Я думаю, что на первом этапе движение котировок будет определяться эмоциями. Кроме того, предложенное количество акций ограничено, что также будет поддерживать цену", — считает главный аналитик Sterne Agee Арвинд Бхатия.
Размещение стало третьим по размеру за всю историю американского рынка. Компания привлекла около 16 миллиардов долларов, уступив только платежной системе Visa и энергетической компании Enel.
Количество пользователей в крупнейшей в мире социальной сети быстро приближается к миллиарду человек. В ней зарегистрированы около 70% интернет-аудитории Северной Америки, почти половина европейцев. Сети есть куда расти в Азии. Позиции Facebook остаются слабыми в Китае, где этот сайт заблокирован, и в России, где популярны отечественные социальные сети.
"Но всегда базовая идея оценки компании – посмотреть количество пользователей, которые пользуются продуктом, и какая при этом наблюдается динамика роста. Динамика не менее важна, чем количество. Возможно, у вас юзеров мало, но рост очень быстрый. Возможно, что он стоит на месте или даже падает. И это — две совершенно разные ситуации", — делится тайнами оценки развития интернет-ресурсов генеральный директор Mail.Ru Дмитрий Гришин.
Астрономическое количество пользователей пока приносит относительно небольшой доход. Средняя выручка на одного пользователя сейчас составляет около 4 долларов. Судя по последнему отчету, 82% выручки приходится на рекламу и около 13% — на продажи социальных игр Zynga. Причем в последнем квартале выручка от продажи игр начала снижаться.
"Это очень эффективное средство общения, которое находится на ранней стадии развития. Социальным медиа лишь 4-6 лет от роду, в зависимости от того, что принять за отправную точку. Крупные компании все еще пытаются понять, как взаимодействовать с группами людей и достигать поставленных рекламных целей", — отмечает вице-президент McCann New York Мэтт Доннаван.
Непонимание приводит к упущенной прибыли. На этой неделе General Motors отказался от рекламной кампании в социальной сети стоимостью 10 миллионов долларов. Об этом же подумывают и другие крупные клиенты. Они полагают, что эффективность этой площадки не оправдала надежд.
Но в тоже время General Motors не собирается закрывать свою страничку в сети, так как считают Facebook удобным способом общения с клиентами. Еще один повод для беспокойства – рост доли подписчиков, которые пользуются мобильными устройствами. На маленьком экране сложно разместить рекламные блоки, не отпугнув пользователей.
Многие социальные медиа, которые выходили на рынок за последнее время, не смогли показать существенный рост капитализации. Антирекорд поставила Frendfinder, которая потеряла 80% своей стоимости. Хорошие результаты показала сеть профессиональных контактов Linkd In, которая прибавила 20%.
Сеть может сделать ставку на платные сервисы. Например, такие, как повышение видимости своих сообщений на стенах друзей. Это поможет удержать капитализацию на высоком уровне.