Привет, планета. Это снова программа Вести.net, итоговый выпуск. Ну, к делу: Самый культурный — ну и вообще, такой серьезный сюжет недели: Google оцифровывает российские музеи. Иной раз — аж по пикселям.
Google делает искусство еще более доступным. Корпорация запустила обновленную версию Арт-проекта. По сути, это процесс по оцифровке коллекций картин и скульптур музеев, галерей и других культурных объектов мира.
Проект стартовал ровно год назад. И в самом начале в нем участвовали 17 музеев из 9 стран, которые позволили отснять около 1000 художественных полотен. В этом году партнерами Арт-проекта стали более 150 музеев и различных искусствоведческих организаций из 40 стран мира. Итог — 30 тысяч оцифрованных объектов. И речь идет не только о живописных работах — это скульптуры, свитки Мертвого моря и даже древнеафриканские наскальные рисунки.
В этом году в список российских участников проекта в дополнение к уже имеющимся в базе Эрмитажу и Третьяковке добавились Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Русский музей и Музей имени Рериха.
"Это огромная просветительская по своему значению акция, которую проводит Google в России, — отметила директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, — и которая делает сокровища российских музеев доступными не только россиянам, но и зарубежным зрителям во всем мире".
20 залов ГМИИ имени Пушкина оцифровали за пять полных рабочих дней. Для этого Google привез в Россию уникальное оборудование с технологией панорамной съемки, которое используют в проекте Street View. Только передвигается платформа, оборудованная компьютером, аккумулятором, дисководом и камерами, со скоростью человеческого шага, потому что двигает ее человек — специальный техник. Кстати, и скорость оцифровки очередного зала музея рассчитывают также с помощью человеческого шага — получается примерно квадратный метр в минуту.
"В этой модели 16 цифровых объективов, совмещенных специальным образом, — рассказывает руководитель проекта Данил Данилов. — Каким именно — мы не знаем, скорее всего, внутри она вакуумная. Мы не имеем права залезать в нее здесь, в России. И эта система создана именно для панорамных съемок, она призвана снижать объем потребления ресурса диска. Фактически это 16 цифровых аппаратов, которые способны делать съемку со скоростью 3-4 кадра в секунду".
Гигапиксельная съемка — это отдельный, требующий много времени и терпения процесс. Картина снимается в мельчайших деталях. Картина условно разбивается на несколько тысяч маленьких областей. Микролифт, на который установлен фотоаппарат Nikon 700, медленно и аккуратно обходит всю картину. Один и тот же кусочек полотна приходится фотографировать несколько раз при одинаково выставленном свете — за счет этого увеличивается качество снимка. И уже гигапиксельное полотно склеивается из тысяч полученных фотографий.
Каждое такое изображение состоит из 7 миллиардов пикселей, что позволяет исследовать тончайшую манеру кисти художника — невооруженным взглядом такие подробности рассмотреть невозможно. В этом году были отсняты 2 картины из российских музеев: это “Возвращение Бучинторо к молу у Дворца Дожей” Джованни Антонио Каналетто и “Последний день Помпеи” Карла Брюллова.
"Прийти в этот музей вы можете при заходе на сайт, — поясняет глава Google Russia Владимир Долгов. — Вы можете попасть в музей, гуляя по улицам города при помощи Street View, и более того, вы можете посмотреть картины из разных музеев в привязке на картах Google. Там несколько способов доступа есть".
В какой из российских музеев теперь отправится оборудование Google, в компании не сказали, но заверили, что на 2012 год уже есть план оцифровки культурных объектов. Нашей программе было особенно интересно, смогут ли принять участие в этом проекте небольшие провинциальные музеи. И представители Google Россия загадочно сказали, что нет ничего невозможного, и проект рад работать со всеми музеями, у которых появится такое желание. На сайте Арт-проекта даже есть специальная форма для заполнения заявки на оцифровку — эдакий билет в сетевую вечность.
*** ***
Тут мне что понравилось — гигапиксели все эти снимаются обычным, в общем-то, фотоаппаратом Nikon D700. И еще мне рассказали интересную вещь. Оказывается, к гигапиксельной съемке у музеев свой интерес. На таких фотографиях прекрасно видны трещинки на лаке, так называемый кракелюр. Уникальный микрорисунок, подделать который невозможно, а значит снимок становится электронным паспортом подлинности картины.
Кстати, к в опросу о фото — даже, скорее — мобилографии. В прошлой программе мы устроили дуэль камер нового флагмана HTC One X, "айфона" и флагмана линейки Сони — Xperia S. Тогда выяснилось что камера, которой в HTC так гордятся, действительно снимает быстрее всех, но совсем не обязательно лучше конкурентов. Впрочем, на презентации представители HTC особенно настаивали на том, что у них лучше, чем у Apple реализован HDR — технология съемки, позволяющая совместить в одной фотографии сильно отличающиеся по яркости планы.
Любая заявка на победу в соревновании с Apple выглядит серьезным вызовом — так что, давайте попробуем:
По-моему, сомнений никаких быть не может. HDR у тайваньцев лучше. И вообще этот One X мне очень понравился — удобный, очень приятный руке и глазу, быстрый — лидер войска андроидова — по крайней мере, до тех пор, пока Samsung не выкатит свой уже полумифический флагман Galaxy S3.
*** ***
Ну, а теперь — вторая по значимости, как мне кажется новость недели — НЛО от "Яндекса".
Список проектов "Яндекса" пополнился еще одной услугой для пользователей — это бесплатный "облачный" сервис "Яндекс.Диск" для хранения файлов и синхронизации их с любыми устройствами, будь то планшет или смартфон.
"Облачный" сервис от "Яндекса" предоставляет пользователю до 10 гигабайт свободного пространства, куда можно сложить свои личные документы, фотографии, музыку, фильмы. И, соответственно, они будут доступны пользователю везде, где есть Интернет.
"Это такое очень персональное место в очень публичном Интернете, — поясняет руководитель направления персональных сервисов "Яндекса" Антон Забанных. — И решили это направление активно развивать. Первый шаг, который мы сделали, это сделали синхронизацию хранилища пользовательских файлов, которое позволит не потерять нужный файл и всегда иметь его под рукой. Без возможности забыть его дома или что-то с ним сделать. Без возможности сломать ноутбук или потерять его, залить его водой и потерять из-за этого всю работу за последние две недели".
Повышенный интерес к сервису обеспечен тем, что "Яндекс", условно говоря, пытается сделать сервис "облачного" хранения понятным и близким массовому пользователю. К этому пока не приблизился ни один из существующих облачных файлохранилищ.
Лидер на этом поле, безусловно, Dropbox, который чуть больше, чем за год с момента появления стабильной версии, вырос до 25 миллионов пользователей. Но это капля в мировом море пользователей. Это притом, что Dropbox предоставляет пользователям бесплатно всего лишь 2 Гб. Больше пространства можно купить за деньги либо за привлечение пользователей.
Сравнивать "Яндекс.Диск" с "облачным" хранилищем от Apple не имеет смысла, считают представители компании, слишком уж разная целевая аудитория. "iCloud — очень хорошее решение, — говорит руководитель направления персональных сервисов "Яндекса" Антон Забанных. — Но чем мы отличаемся от iCloud?! Людей, у которых одновременно есть iPad, iPhone и MacBook, не так много на самом деле. Наше решение — оно кроссплатформенное, то есть у вас может быть дома MacBook, на работе Windows, а в кармане у вас может быть Android, и пользоваться нашим решением. Мы полагаем, что это более массовая штуковина. И ограничений на количество устройств пока что не существует".
Еще один "облачный" сервис от "Майкрософт" SkyDrive хоть и предоставляет бесплатно 25 Гб места для хранения файлов, однако он не очень популярен среди пользователей. В том числе, может быть, и потому, что его версии существуют только для iOS и Windows Phone.
В ближайшие месяцы обещают запустить сервис Google Drive, который пользователи ждут уже несколько лет. Каким он будет — непонятно, слишком много версий на эту тему выстраивалось. Однако, скорее всего, он как и "Яндекс.Диск", будет синхронизирован с почтой, сохраняя почтовые файлы.
"Есть такие абсолютно понятные сценарии, которые мы, надеюсь, достаточно быстро будем претворять в жизнь, — продолжает Антон Забанных. — Один из специфичных способов использования пользовательских данных — это фотографии. У нас есть сервис "Яндекс.Фотки". И хотелось бы реализовать такую возможность: ты засовываешь в компьютер SD-карту, высовывается "Яндекс.Диск" и спрашивает: "Ну чего, мы опубликуем их на ".Фотках" или ты хочешь спрятать в папке только для себя?" Ты говоришь: "А давай на .Фотки!" Раз, и у тебя есть альбом. Такая же история с "Яндекс. Картами". Хочется поставить точку в вэбе, и увидеть эту точку на мобильном телефоне, чтобы не вводить сто раз одну и ту же информацию. Наша конечная цель — сделать так, чтобы на всех этих разных устройствах у пользователя было одно окружение, а не разное. Я хочу начать писать письмо на компьютере, дописать его в телефоне, а отправить с планшета".
В отличие от других крупных "облачных" сервисов "Яндекс.Диск" не собирается, по крайней мере, пока — предлагает возможность увеличить объем хранилища за дополнительную плату. Но это ведь пока бета-версия, и дополнительные опции вполне возможны в будущем.
*** ***
Помимо всего прочего — это рычаг, которым Яндекс будет продвигать остальные сервисы. От поиска отказаться легко, от почты — труднее — от своего цифрового хранилища — почти невозможно.
Да и ту же самую облочку — "Яндекс" шелл — производители с большей радостью будут ставить на свои Android-фоны, если впридачу к ним поисковик будет предлагать гигабайты облачного сервиса — как сейчас у HTC — 25 гигабайт Дропбокса.
И еще — мы смеялись, говоря, что вскоре услышим о подобном же диске — только уже от Mail.Ru. И что — уже через час после анонса "Яндекса" "Мэйл" сообщил, что у него в почте теперь есть вкладка, объединяющая все вложения в письма — фото, документы и так далее. Очевидно, через месяц прикрутят папку синхронизации.
Ну, а Microsoft приложит дополнительные усилия, чтобы рекламировать свой Skydrive. И, быть может, даже снимет ограничение на размер файлов — сейчас туда фильм не закачаешь.
А теперь от Интернета — к делам железным. Точнее — стеклянным и фантастическим. Суперзвездная заявка Google — очки дополненной реальности из тайной лаборатории Икс.
Компания Google представила новую, не побоимся этого слова, фантастическую разработку — очки с дополненной реальностью. В соцсети Google+ появилось несколько фотографий, видеоролик и обращение разработчиков, которые просят пользователей назвать задачи, которые, по их мнению, должно уметь выполнять это чудо-устройство.
Очки представляют собой ободок, который удерживается на голове с помощью креплений у переносицы и ушей. Напротив правого глаза расположены миниатюрный прозрачный экран и камера. Технических характеристик очков Google не приводит, но, вероятно, в них встроены динамики, микрофон и модуль GPS и некий модем для связи с Интернетом, которые активно участвуют в технологии дополненной реальности. На “дисплеях” может отображаться информация с привязкой к реальному местоположению пользователя.
По функционалу, судя по ролику, очки напоминают что-то среднее между снаряжением Терминатора и спецагента из фильма “Миссия невыполнима”. Так, в ролике заявлено, что суперочки информируют пользователя о входящих сообщениях, напоминают о назначенных встречах и помогают добраться в нужное место, выводя карту с указаниями. Команды человек отдает голосом, как и, собственно, надиктовывает сообщения, вносит изменения в календарь и принимает звонки и видеозвонки.
Слухи о том, что Google ведет разработку носимых компьютеров — к этому классу причисляют гаджеты, которые крепятся непосредственно к телу человека и обладают коммуникационными возможностями — циркулируют на рынке еще с прошлого года. В феврале 2012-го появилась первая утечка, которая расшевелила медиа-сферу. Журналисты гадали, как же будут выглядеть чудо-очки от Google и, признаться, в своих догадках доходили до абсурда. Между тем в Google стараются все делать максимально просто и понятно для пользователя.
"Как компьютер отвечает на ваши действия — ассистент он, помощник или нет? Вы помните, как компания Palm называла PDA — Personal Digital Assistant, но имен у них не было, — рассказывает главный дизайнер интерфейса Google Android Матиас Дуарте. — Никто не обращался к ним — "Пальмик". Никто не представлял их как слугу в очках и налокотниках. Нет, это просто машинка, которая так нужна вам, что вы таскаете ее повсюду. Будущее — оно в том же ключе. Это мощный компьютер, вы носите его всегда с собой, он всегда подключен к Интернету. И он будет вам помогать лучше, если сможет знать вас как можно лучше — кто вы, все детали вашей жизни. Не то, чтобы это был какой-то робот с искусственным интеллектом, вы ему говорите — он идет и что-то делает. Нет, это что-то вроде продолжение вас самих, когда вы собираетесь нажать кнопку, эта штука понимает, какую кнопку вы хотите нажать. Это, конечно, фантастика, но факт в том, что вы можете получить многое от машины в которой нет никакой искусственной личности".
Кстати, в день, когда Google рассказала миру о новом устройстве, Сергей Брин был замечен в этих самых очках Google Project Glass на благотворительном мероприятии в Сан-Франциско. Он подтвердил, что модный электронный аксессуар представляет собой опытный образец проекта. Но примерить легкие на вид очки не дал. Фотографии с вечера мгновенно разлетелись по сети. И только ленивый в комментариях к ним не пошутил на тему, что рюкзак за спиной Сергей Брина на самом деле является аккумуляторной батареей к его модным очкам.
Однако стоит признать, что шутка не лишена смысла. На блоге Businessinsider уже появился комментарий одного из авторов команды проекта. Он отмечает, что безумно трудно втиснуть все оборудование в одну линзу, и что Google рассматривает возможность строительства своего рода внешнего поддерживающего устройства. Что это будет — смартфон или что-то покрупнее, пока не понятно.
Интересно, что нигде в связи с этим проектом не упоминается разрабатываемый в Google аналог "умной помощницы" Siri — под названием Majel, которая разговаривает голосом актрисы, озвучивавшей искусственный интеллект космического корабля в "Стартрэке". Голосовую помощницу так же, как и супер-очки, разрабатывают в секретной лаборатории Google X. Но вполне возможно, что это следующая ступень обновления устройства.
*** ***
Более приземленный хайтек — зато его уже можно пощупать. На этой неделе ЭлДжи объявил, что приступает к массовому производству гибких экранов.
Компания LG приступила к массовому производству гибких экранов для "читалок". Экраны будут формировать изображение по технологии электронных чернил, о которых наша программа уже не раз рассказывала. Но в отличие от большинства современных экранов e-ink, в изделии LG будет использоваться не стеклянная, а пластиковая подложка. И благодаря этому пластиковые экраны будут гибкими, более тонкими и более прочными, чем стеклянные.
"Читалку" можно будет сгибать под углом до 40 градусов, не боясь её повредить. То есть экран практически невозможно разбить. Это проверил на себе ведущий программы Вести.net Павел Кушелев. Правда, об его голову проверяли прочность российского ридера от Plastic Logic, но в нем используется та же технология.
"Гибкие читалки" уже не первый год качуют с выставки на выставку, но до сих пор никто не решался на массовое производство. Исключение составляет госкорпорация РОСНАНО, которая с помощью Plastic Logic планирует поставлять ридеры с гибкими "противоударными" дисплеями в российские школы для использования в качестве школьного электронного учебника. По сообщениям СМИ, "Роснано" и Plastic Logic в 2013 году откроют завод по производству таких экранов в Подмосковье.
Над "гибкими дисплеями" несколько лет также работают Sony, Samsung, Nokia, но дальше концептов компании не продвинулись. Почему LG решилась на массовое производство — большой вопрос. Тем более сейчас, когда миру уже представлены электронные "читалки" от Qualcom с цветными дисплеями Mirasol, которые способны работать от одной зарядки до трех недель, а также проигрывать видео и серфить по сети. Выдержат ли сравнение с ними эти монохромные, пусть, и гибкие "читалки" от LG, заточенные только под одну функцию "чтение книг и газет"? Возможно, их ждет участь пейджеров, ненадолго появившихся в цепочке эволюции гаджетов связи и ставших всего лишь этапом истории.
*** ***
Вот так с технологиями всегда. Вроде бы над учебниками от "Роснано" посмеивались, а выясняется, что и корейцы делают ставку на пластиковые экраны. А оставят им место на рынке цветные электронные чернила "Мирасол" или нет, это нам, простым смертным, неведомо. И — немного простых слухов о будущем мобильных игр и о том, за кем оно, это будущее.
В компании Apple работают над игровым контроллером c физическими кнопками. Информация об этом взбудоражила онлайн-СМИ и игровую индустрию. При том, что нет никаких прямых подтверждений и доказательств о разработке такого проекта внутри корпорации Джобса. Однако тема эта неизбежно должна была оказаться на волне обсуждений — после выхода нового iPad с его отличными Retina-дисплеем, мощным графическим процессором и другими показателями для полноценного погружения в игры.
Такой шквал статей и ажиотаж среди пользователей был вызван материалом журналиста Ананд Лал Шимпи, который в своем обзоре нового iPad всего лишь высказал идею о необходимости вполне осязаемых игровых контроллеров, которые могли бы успешно работать с мощными и быстрыми планшетами.
Более того, техно-обозреватель заверил своих читателей, что достоверно знает о внутреннем проекте корпорации Apple по улучшению геймплея на устройствах iPad, iPhone и iPod Touch. Вероятно, уверенность журналист основывается на том, что в 2010 году компания Apple уже патентовала некий джойстик. Может быть, именно он станет прообразом для аксессуара, который станет взаимодействовать с устройствами на iOS.
В любом случае, по мнению Ананд Лал Шимпи, у компании Apple есть все необходимое для превращения iOS в ведущую игровую платформу, а в сочетании с экосистемой приложений, а также AirPlay и Apple TV, компания может обеспечить себе очень светлое будущее на игровом поле. Тем более, что здесь уже пытается установить свои правила Google cо своими разработками игровой консоли под Android. Так, корпорация Брина и Пэйджа уже начинает внедрять поддержку внешних USB-контроллеров для мобильных Android-гаджетов. И в идеале все гуглофоны должны стать ещё и портативными игровыми приставками, которые без проблем подключаются к любому телевизору через обычный HDMI.
И, кстати, несмотря на то, что Apple пока не проявляет особого интереса к игровым консолям, хотя и смотрит, в каком направлении двигаться дальше, о чем говорил Тим Кук, — этот самый джойстик под iOS может сделать и какой-то сторонний производитель.
*** ***
Все эти истории — абсолютно гадание на кофейной гуще, но с 2009 по 2011-й прибыль Apple в игровой сфере по Америке выросла втрое, а Nintendo и Sony сократили свою долю рынка в два раза за тот же период.
И малообъяснимая шумиха недели. На платформу Android пришла фотосоциальная сеть Instagram. До того существовавшая только в виде приложений для эппловской iOS, Instagram как бы сразу потеряла такой элитарный лоск. Или так сочли некоторые ее пользователи, владельцы "айфонов". Мол, теперь сеть переполнится безвкусными снимками тех, у кого денег хватило только на дешевый "гуглофон" и так далее. Может, и переполнится, но из-за фрагментации "андроидов" — огромного их разнообразия — часть возможностей Instagram на новой платформе просто не реализовано, а на нокоторых прекрасных устройствах выложить снимок и вовсе нельзя — не поддерживается камера.
Эта самая фрагментация — самый серьезный тормоз в развитии Android вообще.
Согласно свежему отчету Flurry Analytics, создатели мобильных приложений зарабатывают больше всего, продавая свои программы в Apple AppStore. Затем следует амазоновский магазин, а Android Market, а, вернее, Google Play – лишь на третьем месте.
Рассматривались приложения, представленные на всех трех площадках. В качестве базы для вычислений использовалась выручка разработчиков для iOS, которые получали по одному доллару с каждой программы. В результате сравнения вышло, что распространение через Amazon Appstore приносит 89 центов, а через Google Play – почти в 4 раза меньше.
Приведенные цифры являются подтверждением того факта, что несмотря на распространённость Android-устройств, а также возрастающее количество приложений для них, разработчикам выгоднее писать программы для конкурирующей платформы. А это, прежде всего, означает, что Android для Google по-прежнему не является весомым источником дохода.
На прошлой неделе самой компанией были обнародованы данные, согласно которым за всю историю существования Android, то есть с 2008 по 2011 год, Google заработал на своей операционке чуть более полумиллиарда долларов. Эти цифры идут в разрез с другими данными, озвученными гендиректором компании Ларри Пейджем, который в прошлом году отметил, что мобильное подразделение приносит компании 2,5 миллиарда в год.
Как оказалось, противоречия нет. При детальном рассмотрении выяснилось, что 90% прибыли с мобильных устройств интернет-гигант получает весьма необычным образом. А именно – в качестве отчислений от показа рекламы на устройствах Apple, а также за предоставление других своих сервисов там же. То есть от своего основного конкурента.
Одна из основных причин того, что Google не получает достаточных отчислений с продажи приложений, – непопулярность платформы у разработчиков, что, в свою очередь, вызвано чрезвычайной раздробленностью системы, как с аппаратной, так и с программной точки зрения.
На данный момент доступно почти 1,5 тысячи различных Android-устройств. Если помножить эти цифры на количество различных вариантов Android, установленных на них, то становится ясно, что для разработчиков, вынужденных поддерживать десятки, а то и сотни вариантов своих программ, вместо одного-двух, это становится настоящим кошмаром. Есть и еще одна проблема – пользователи iPhone и iPad более склоны платить за приложения, в то время как владельцы Android-устройств предпочитают бесплатные.
Интересно, что неудачи Android Market признают и в самом Google. Буквально месяц назад Эрик Чу, отвечавший за магазин, был смещен со своей должности и ему на смену пришел Джеми Розенберг, отвечавший до этого, помимо прочего, за сервис Google Music. Смена руководства совпала с изменениями в самом "Маркете", переименованном в Google Play и в котором теперь помимо программ можно купить музыку, видео и книги.
*** ***
Итоговая программа "Вести.net" вернется к вам через неделю, не забывайте о наших коротких выпусках по будням — и радиопрограмме "Интернет-кафе "Собака". "Вести-ФМ", воскресенье, 17:00. Планета, пока!