Четверо мужчин и две женщины забаррикадировались в российском сегменте станции.
На Международной космической станции в 11:44 по московскому времени произошло падение давления в контуре охлаждающей системы. Применяемый в ней аммиак опасен для здоровья и жизни космонавтов, поэтому экипаж американского сегмента МКС переместился на российскую половину станции. В НАСА пока отказываются говорить об аварии и выясняют причины нештатной ситуации. «Лента.ру» разбиралась, чем все это грозит космонавтам, и часто ли случаются столь опасные инциденты.
На МКС сейчас находится шесть человек: Александр Самокутяев, Елена Серова и американец Барри Уилмор, а также новый экипаж в составе Антона Шкаплерова, американца Терри Вертса и итальянки Саманты Кристофоретти. По данным радиопереговоров российских космонавтов с Центром управления полетами, на соединенном с американским сегментом функционально-грузовом блоке «Заря» сработали датчики дыма и огня. После этого, согласно инструкции, предписывающей максимальные меры предосторожности, астронавты перебрались в российский сегмент станции. Их приняли там радушно и предложили остаться на ночь (об этом доложил сегодня главе Роскосмоса Олегу Остапенко бортинженер МКС Александр Самокутяев). В ЦУПе также заверили журналистов, что запасов кислорода, еды и воды достаточно: шести членам экипажа запасов хватит на несколько месяцев.
Если потребуется экстренная эвакуация, предусмотрена возможность в любой момент покинуть станцию с помощью пристыкованных космических кораблей «Союз». На данный момент на МКС шесть космонавтов, поэтому «Союзов» — два.
Конфигурация российского сегмента на 2010 год МКС Изображение: Jurasiks / Wikipedia
Как сообщил РИА Новости собеседник из российского Центра управления полетами, подобные ситуации случались на МКС и раньше. Например, небольшая утечка аммиака из системы охлаждения была зафиксирована в мае 2013 года. Тогда космонавтам Крису Кэссиди и Тому Машберну понадобился внеочередной выход в открытый космос для устранения проблемы. В этом году первый выход в открытый космос планировался 16 февраля, однако, если проблемы подтвердятся, то он может быть произведен и ранее.
NASA подтвердило факт падения давления в охлаждающей системе, однако продолжает проверять, попал ли аммиак в атмосферу станции. Также сработали датчики дыма и огня на соединенном с американским сегментом функционально-грузовом блоке «Заря». Но в NASA хотят понять, что именно привело к их активации: изменение давления в системе, поломка сенсоров или неполадки в релейном блоке (сбои в компьютерах МКС уже бывали).
По состоянию на 16:00 по Москве НАСА придерживается версии о ложном срабатывании датчика и сомневается в факте выброса аммиака. Об этом представители агентства сообщили в ходе видеоконференции из Центра управления полетами в Хьюстоне. Джим Келли (Jim Kelly), ответственный за полетный контроль, предположил, что имело место несколько сбоев одновременно, и тревога — ложная. «У нас целый день впереди, перед тем, как мы начнем снижать давление», — отметил Келли.
Наиболее серьезная проблема с утечкой хладагента возникала на космической станции «Мир». В 1997 году отказала система кондиционирования установки для получения кислорода, а затем началась утечка охлаждающего вещества, в качестве которого использовался ядовитый этиленгликоль. Температура на станции повысилась до 50 градусов Цельсия (со штатных 28). Утечка произошла через десяток трещин в системе охлаждения станции. Устранить их удалось с помощью дополнительных материалов, доставленных с Земли через неделю.
МКС вращается вокруг Земли на высоте около 340 километров, совершая 16 оборотов в сутки. Ориентировочно станция проработает на орбите до 2016-2020 годов. МКС имеет модульную структуру: разные ее сегменты созданы усилиями стран-участниц проекта, и у каждого своя функция: исследовательская, жилая или грузовая. Некоторые из модулей, например американские серии Unity, являются перемычками или служат для стыковки с транспортными кораблями.