Учёные из Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН (г. Томск) создали новую технологию измерения характеристик приграничного слоя атмосферы. Она поможет повысить безопасность авиационных полётов.
«Совместно с коллегами из Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН создан и реализован новый метод акустического зондирования пограничного слоя атмосферы. Он позволяет одновременно дистанционно определять характеристики температуры и скорости ветра с учётом турбулентного ослабления звука и исследовать их взаимосвязь», сообщает центр общественных связей СО РАН.
Учёные решили модифицировать имеющиеся акустические радары (содары). Обычно эти приборы излучают в атмосферу направленную звуковую волну, она отражается от неоднородностей, возникающих в воздухе из-за его турбулентного перемешивания, и принимается акустическим радаром в виде сигнала, по характеристикам которого определяется либо скорость ветра, либо флуктуации температуры.
«Эти параметры взаимосвязаны, и мы впервые попытались решить задачу их одновременного дистанционного определения, синхронизировав в одном приборе разные каналы приёма информации. Результаты применения разработанной технологии вдохновили нас на оформление заявки на патент», цитируются в сообщении слова старшего научного сотрудника ИОА СО РАН Людмилы Григорьевны Шаманаевой.
Этот метод предполагают использовать в аэропортах для обеспечения безопасности взлёта и посадки авиалайнеров. Он позволит сразу, в режиме реального времени, увидеть динамику и ветровой, и температурной турбулентности в нижнем слое атмосферы, где пилот принимает решение о посадке самолёта или заходе на второй круг.
«Там создаваемые турбулентностью воздушные ямы особенно опасны, поскольку нет запаса по высоте и времени для манёвра, и незапланированное резкое снижение летательного аппарата может привести к катастрофе», подчёркивается в сообщении.