Для большинства воздушных путешественников, турбулентность не несет ничего серьезнее паники, но она стоит авиакомпаниям сотни миллионов долларов в год из-за травм и повреждений воздушного судна. Существуют различные типы турбулентности, среди которых самая опасной является турбулентность чистого неба (ТЧН).
Новая технология обнаружения этого типа турбулентности, которая могла бы помочь пилотам выбрать более гладкий маршрут, в настоящее время проходит испытания в рамках совместного европейского проекта под названием DELICAT.
ТЧН может происходить при отсутствии облаков и визуальных намеков своего присутствия. Происходя чаще всего высоте около 7000 -12000 м. (23000 – 39000 футов), ТЧН возникает тогда, когда потоки воздуха, движущиеся с различной скоростью, сталкиваются друг с другом.
Чтобы свести к минимуму опасность ее возникновения, ГАЦ и его партнеры по проекту DELICAT тестируют измерительное устройство, основанное на лазере, на рейсах по всей Европе. Дальномер, который был разработан исследователями
Института физики атмосферы ГАЦ, излучает коротковолновое ультрафиолетовое лазерное излучение в направлении полета. Путем измерения сигнала отражения от молекулы кислорода и азота, устройство может обнаруживать колебания плотности воздуха и обеспечивает предупреждение возможности возникновения ТЧН заранее.
Научно-исследовательская группа надеется, что их работа приведет к развитию системы обнаружения и ее и интегрирование в самолет, пилотам которого придет заблаговременное предупреждение о ТЧН, давая им потенциальную возможность облететь турбулентность или, если это невозможно, выиграть время для пристегивания пассажиров.
Источник: wordscience.org