США: будущее за беспилотной авиацией

США: будущее за беспилотной авиацией

8 октября британская газета The Economist опубликовала обширную статью, где попыталась провести анализ настоящего и будущего беспилотных летательных аппаратов, и делает вывод, что будущее военно-воздушных сил принадлежит им. Предлагаем вашему вниманию некоторые положения данной статьи.

... В настоящее время ВВС США широко используют ударные БЛА типов Predator MQ-1 и Reaper MQ-9, оснащенных ракетами и бомбами с лазерным наведением для уничтожения террористов в Афганистане, Пакистане, Йемене и Сомали, также использовали их для ударов по войскам и военным объектам в Ливии. Но нельзя называть их полностью беспилотными. Например, управление полетом БЛА Reaper MQ-9 (более мощной версии Predator MQ-1) обеспечивает наземный персонал численностью 180 человек, который может находиться на удалении 12000 км от района операции.

Но значит ли это, что будущее принадлежит БЛА? Мы видим усиление джихадистских боевиков, рост военной мощи Китая и возможное появление у Ирана баллистических ракет с ядерными боеголовками. Или лучше применять пилотируемые боевые самолеты, таких как F-35, программа которой страдает от бюджетных ограничений? Если ответ - «да, в пользу БЛА», то это должно означать революцию в военном деле. На США приходится преобладающее количество беспилотников в мире, хотя другие страны, как Великобритания, Италия и Израиль, бурно развивают свои достижения в этой сфере.

Беспилотники бывают разных форм и размеров. Хотя больше всего внимания уделяется «Предаторам» и «Риперам», они лишь часть разнообразного парка БЛА. Например, есть тяжелый реактивный стратегический разведывательный беспилотник RQ-4A Global Hawk, оснащенный мощной РЛС с синтезированной апертурой, способный без дозаправки в воздухе пролететь от США до Австралии, непрерывно наблюдая за территорией площадью 53 тысячи квадратных километров. Этот аппарат стоит дороже, чем истребитель F-18. Есть и миниатюрные БЛА, в ближайшем будущем появятся аппараты размером с птицу или насекомое (нано-БЛА), которые смогут садиться на подоконник вашего дома, чтобы послать оттуда информацию. Между этими классами БЛА существует огромное количество беспилотников размером со стендовую модель самолета, запускаемых с катапульты или с плеча.

Два года назад ВВС США опубликовали доклад под названием «Беспилотные летательные системы, план на 2009-2047 годы» (Unmanned Aircraft Systems Flight Plan 2009-2047). Самым важным был вывод о создании сетевых семейств БЛА, построенных на базе общего планера разных размеров, включая модульных, с открытой архитектурой оборудования, что обеспечит гибкость боевого применения. Крупнейшие БЛА возьмут на себя роль самолетов ДРЛО и управления, воздушных танкеров, стратегических транспортных самолетов и дальних бомбардировщиков. Новое поколение БЛА будет иметь искусственный интеллект, что придаст высокую степень оперативной самостоятельности.

Здесь мы подходим к вопросу, насколько этично применение боевых беспилотных аппаратов для уничтожения живой силы противника. Высказывалось мнение, что БЛА должны выполнять «тупые, грязные и опасные задачи», где применение пилотируемых самолетов или опасно, или нецелесообразно. Типичной «грязной задачей» БЛА назывался, например, такой род операции как разведка территорий, загрязненных химическим и биологическим оружием. Также БЛА должны использоваться для зондирования системы ПВО противника, где пилотируемый самолет может быть сбит, а пилот взят в плен.

Есть и другие потенциальные преимущества применения беспилотных аппаратов. Они могут предоставить более полную информацию о целях, оценки результатов ударов, которые, как правило, более точные и вызывают меньше жертв среди гражданского населения (информация о том, что БЛА постоянно атакуют толпы людей во время свадеб в Афганистане, является преувеличенной). Применение БЛА против террористов и повстанцев является более «дипломатичным», так как они управляются далеко от района применения. Обучение оператора БЛА обойдется в десятки раз дешевле, чем подготовка пилота реактивного истребителя.

Поскольку Китай и другие страны разрабатывают более точные баллистические и крылатые ракеты, способные поразить авианосцы на удалении 1000 км, Америка и ее союзники беспокоятся о том, смогут ли авианосцы, начиная с 1945 года, и дальше быть средством глобального проецирования силы. Палубная версия F-35 без внешних топливных баков имеет боевой радиус всего 680 миль, что еще больше наталкивает на пессимистические размышления. Ответ ВМС США должен быть в создании палубного беспилотного разведывательно-ударного аппарата (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike aircraft). ВМС уже попросили финансирование этой системы, ввод в боевой состав ожидается в 2018 году. Если этот большой БЛА дальнего действия сможет безопасно работать с палубы авианосца, это поможет развеять опасения за будущее авианосцев.

Еще одним преимуществом БЛА является их более высокая живучесть по сравнению с пилотируемыми самолетами. Отсутствие экипажа на борту позволяет создать оптимальные малозаметные формы планера. Они также могут обладать «гиперманевренностью». Современные достижения в области композиционных материалов и авионики позволяют создать новейшие БЛА, которые могут обладать чрезвычайно высокой маневренностью, особенно по боковым ускорениям, выдержать которых пилот не может.

Но не все аргументы работают в пользу БЛА. Сторонники пилотируемой авиации говорят, что беспилотные аппараты не могут в полной мере использовать двустороннюю спутниковую связь. Если оператор БЛА потеряет контроль над аппаратом, это чревато последствиями, в то время как пилотируемый самолет обладает большей гибкостью применения. Говорят также, что потерявший управление БЛА может представлять угрозу для коммерческих самолетов. Также БЛА могут быть уязвимы для воздействия средств РЭБ, кроме того, потеря спутника на орбите может полностью обесценить его боевое значение. Сегодня наблюдаются небольшие задержки с выполнением БЛА команд, исходящих от оператора. В отличие от БЛА пилот самолета сам может реагировать на угрозы и уклоняться от них. БЛА, работающие над Ираком, Афганистаном, Йеменом или Сомали, являются достаточно безопасными в плане управления, так как там нет сколько-нибудь серьезной угрозы, но когда «Предаторы» использовались над Боснией, были определенные потери от противодействия системы ПВО сербов, использовавших ЗРК и ЗА советского производства.

В настоящее время каждый БЛА имеет собственного оператора, но ВВС США в перспективе планируют, чтобы один оператор мог управлять действиями группы из четырех аппаратов. Ставится также цель запрограммировать БЛА таким образом, чтобы они сами принимали критически важные решения при полете группами для подавления системы ПВО противника.

Пропагандистские группы по соблюдению прав человека поднимают вопрос об этичности их использования для уничтожения людей, подозреваемых в терроризме. Например, в результате удара БЛА был убит террорист, который оказался гражданином США. Но пока использование БЛА не оспаривается Женевской конвенцией.

Но этические проблемы на этом не заканчиваются. Некоторых граждан приводит в ужас сама мысль о том, что оператор БЛА, живущий, скажем, в Неваде, после хирургически точного удара, повлекшего за собой смерть десятков людей в Пакистане, преспокойно пойдет ужинать со своей семьей в ресторан. Такие настроения приводят к расползанию имиджа Америки как «трусливого хулигана, который убивает и калечит людей, прячась за высокими технологиями».

Два года назад бывший министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates) сказал, что F-35, возможно, будет последним американским пилотируемым ударным истребителем. Вероятно, это заявление несколько преждевременно, но пилот в кабине самолета это определенно вымирающий вид.

Источник: militaryparitet.com

Похожие новости:
В Севастополе будет создан Центр беспилотной авиации
Севастополь, 27 октября. Крыминформ. В Севастополе до конца 2015 года будет создан Центр беспилотной авиации. Об этом сегодня в Севастополе журналистам заявил глава МЧС РФ Владимир Пучков. «К концу года в Севастополе мы создадим Центр беспилотной авиации. Будем доводить всю необходимую ..
2015-10-27 1036 0 Авиация
-1
В РФ создан новый беспилотный вертолет-разведчик
Комплекс беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотным вертолетом "Ворон 700" разработан Конструкторским бюро "Искатель" Московского авиационного института (МАИ), сообщил главный конструктор КБ Дмитрий Дьяконов. "Ворон 700" готовится к летным заводским испытаниям, которые планируется начать ..
2015-07-20 1764 0 Авиация
0
Авиасалон МАКС-2017 перенесут из Жуковского в Кубинку
Международный авиационно-космический салон МАКС-2017 пройдет в подмосковной Кубинке вместо аэродрома Жуковского. Об этом в среду, 10 февраля, RNS сообщили два источника на авиарынке, близкие к организаторам.«То, что МАКС будет проходить в 2017 году в Кубинке, стало понятно уже после этого МАКСа», — уточнил ..
2016-02-10 1156 0 Авиация
1
Россия создала оригинальный турбореактивный двигатель
В России завершена разработка малоразмерного турбореактивного двигателя Reynolds для беспилотной авиации сверхлегкого класса, сообщили «Mil.Press Военное» в конструкторском бюро «Рейнольдс».«Сделав ставку на оригинальную конструкторскую идею, мы близки к тому, чтобы установить новый стандарт одновальных малоразмерных двигателей ..
2018-04-09 5999 0 Авиация
0
Организаторы МАКС-2017 опровергли информацию о переезде авиасалона в Кубинку
Организаторы авиасалона МАКС-2017 опровергли появившиеся в СМИ сообщения о том, что очередная выставка пройдет в подмосковной Кубинке вместо аэродрома Жуковского. Соответствующее заявление в среду, 10 февраля, РИА Новости сделал глава компании «Авиасалон» Александр Левин.«МАКС остается в Жуковском — есть распоряжение ..
2016-02-11 1104 0 Авиация
0
Собственная беспилотная авиация будет у нефтяников РФ
Российские нефтяные компании объявили о намерении создать собственную беспилотную авиацию, которая будет использоваться для инспектирования месторождений и трубопроводов, пишет газета "Ведомости" в №227 от 1 декабря 2011. Планы по созданию собственный беспилотников анонсировали ТНК-BP и "ЧТПЗ-Римеры". Беспилотная техника ..
2011-12-2 1738 0 Авиация
0
Мировое соперничество истребителей
Это новый вызов века в военной авиации после прошлой жесткой конкурентной борьбы между новым истребителем, взятым  НАТО на вооружение, американским  F-16  и французским  Mirage F1. Еще раз США и Европа спорят за миллиардные заказы. Но сегодня в игру вступают и другие конкуренты. От результатов ..
2011-10-8 1903 0 Авиация
0
Пентагон признал профессионализм перехватов своих самолетов российской авиацией
Российские боевые пилоты, как правило, действуют профессионально при перехвате американских военных самолетов. Такое мнение высказал в интервью журналу Air Force Times командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Фрэнк Горенц.«Мы часто встречаемся с русскими в международном воздушном пространстве и возле ..
2016-07-07 1283 0 Авиация
0
Amazon определил оптимальную высоту полета для курьеров-дронов
Крупный онлайн-ретейлер Amazon планирует «зарезервировать» определенный диапазон высот для того, чтобы использовать его для полетов беспилотных курьеров-дронов. Об этом сообщает ресурс Phys.org. Вице-президент Amazon Гур Кимчи, ответственный за развитие программы Prime Air (в рамках которой проходит тестирование возможностей дронов ..
2015-07-31 1260 0 Авиация
1
Boeing впервые испытал модель "смешанного крыла" X-48C
Американский авиастроительный концерн Boeing совместно со специалистами NASA провел первые летные испытания беспилотной модели перспективного самолета X-48C, создаваемого по схеме "смешанного крыла" (Blended Wing Body, разновидность компоновки "летающего крыла"). Как сообщается в пресс-релизе Boeing, ..
2012-08-9 2199 0 Авиация
0
ВВС и ПВО России: ситуация становится все более неясной
Ситуация в ВВС и ПВО России, на мой взгляд, становится все более неясной и противоречивой. Хотя именно в этой сфере отечественная промышленность остается наиболее конкурентоспособной. Наши самолеты и зенитные ракетные системы в отличие от бронетанковой и военно-морской техники в основном находятся на самых передовых позициях ..
2011-09-27 2777 0 Авиация
0
Будущее сверхзвукового полета
Concorde является делом прошлого, но, несмотря на то, что эти самолеты ушли в историю, ряд компаний собираються в скором времени выпустить первый сверхзвуковой бизнес-джет, сообщает информационное агентство CNN. Корпорация Aerion работает над новым сверхзвуковым самолетом, который выйдет в мир в 2020 году. в то же самое ..
2014-03-07 2165 0 Авиация
0
Минобороны приняло новый стандарт управления воздушным движением
Минобороны переходит на новую систему обеспечения безопасности полетов с использованием данных Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Военное ведомство приняло новый формат получения информации о полетах, проведя летные испытания бортового оборудования АЗН-В (автоматическое ..
2016-05-16 1087 0 Авиация
0
Ил-38Н: найти невидимку
Модернизированные Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина противолодочные самолеты Ил-38Н поступили на вооружение Морской авиации Тихоокеанского флота России. Самолеты базируются на авиабазах Елизово (г. Петропавловск-Камчатский) и Николаевка (Приморский край). Личный состав авиабаз прошел переучивание на новый тип авиационной техники ..
2015-10-11 1782 0 Авиация
0
Прерванный полёт А-60
В своё время Советский Союз упешно создавал образцы новейшего оружия, которое опережало своё время на десятилетия. И в этой статье пойдёт речь о супер-самолёте, который мог успешно противостоять ЛЮБОЙ американской пртиворакетной обороне. Марка лайнера — А-60. В ..
2012-11-12 2245 2 Авиация
0