Летающие "Жигули"

Летающие Жигули

Небезопасные перевозчики обслуживают лишь малую долю российского рынка. Но без них огромные регионы России окажутся отрезанными от мира.

Сначала было плохое топливо, потом дефект двигателя, потом ручной тормоз и, наконец, плохо установленное кресло пилота… Ничего из этих версий не подтвердилось, но еще до того как мы узнаем причину аварии, в которой погибли 44 члена хоккейной команды «Локомотив Ярославль», уже очевидна принципиальная вещь: катастрофа напомнила, в насколько плачевном состоянии находится российская авиация.

То, что произошло в Ярославле, не единственная в этом году авиакатастрофа в России, и даже не крупнейшая. Она восьмая по счету, в целом за год в авиакатастрофах погибли 120 человек.

Плохая репутация

Для государства, которое по праву гордится своими успехами в авиации и космонавтике от Туполева, чей АНТ-4 еще в 1934 году спас экипаж парохода «Челюскин», зажатый во льдах Чукотского моря, и до Гагарина, это печальная статистика.

Но у действительности больше сторон, не только черная и белая. У России действительно плохая репутация. Есть печальный анекдот: Если в мире пассажиры могут выбирать из двух классов, economy и business, то в России выбирают между безопасным классом и аварийным.

Если пристальнее посмотреть на статистику, тогда, если не довольствоваться базовой информацией, разницу между «безопасным» и «аварийным» классом видно очень хорошо.

По данным IATA, Международной ассоциации воздушного транспорта, в 2010 году уровень аварийности в России и в других экс-советских странах, объединенных в СНГ, составлял 7,15 уничтоженных самолетов на миллион полетов. Это почти в три раза выше среднего уровня в мире. Но внимание: действительность гораздо сложнее. Например, в 2009 году уровень аварийности в России был ниже среднего.

Теперь вернемся к разнице между безопасным и аварийным классом полетов. В России эта разница принципиальна. Все зависит от того, с кем вы летите. А на этот счет есть еще один анекдот: Вы знаете, чем ракеты Scud отличается от «Аэрофлота»? Вот ответ: Ракеты Scud убили гораздо меньше людей. Хотя этот анекдот не совсем верен.

Эксперты и статистические данные говорят о том, что первая десятка крупнейших российских перевозчиков, таких, как «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр» или S7, в принципе соответствуют международному уровню. Но эта группа покрывает 85% всех полетов в России. Проблемы начинаются с остальными 15%. Их между собой делят примерно 120 авиакомпаний. Одной из них была и «Як-Сервис», которой летели ярославские хоккеисты.

Новые предприниматели

Когда распался СССР, распался и «Аэрофлот», авиаперевозчик-монополист. На его месте возникло до 500 новых авиакомпаний. Сегодня их 130. Как правило, это были и есть маленькие компании. Часто это всего лишь несколько машин, иногда только одна или две. Компании создавали люди, которые через приватизацию получили аэропорты или ангары. Это были люди, которые отличались от профессионалов в области авиации. Новые предприниматели: экономисты, юристы и даже один зубной врач.

Единственным интересом была прибыль. Здесь добавилось еще и то, что в стране не было того, что на Западе называют культурой безопасности.

Некоторые случаи достойны фильма ужасов. Пилоты были вынуждены совершать посадку с первой попытки, хотя наводящего света на полосе видно не было, потому что иначе они получили бы штраф за повышенное потребление топлива. По тем же причинам они не облетали грозу, как, например, капитан Иван Корогодин, который потом рухнул на своем Ту-154 вместе со 170 пассажирами и членами экипажа. А другой капитан привел в кабину своих детей и отдал управление своему сыну, который привел машину в смертельный штопор. Владельцы заставляли пилотов летать низко и руководствоваться картами, чтобы таким образом можно было сэкономить на услугах наземного управления полетами. Пилоты были перегруженные и уставшие, потому что зарплаты были скромными, и надо было налетать как можно больше часов. Обучение было плохим, потому что на него не было денег. Второй пилот на упомянутом рейсе, когда самолет упал во время грозы, во время обучения налетал всего 60 часов, западные авиационные школы требуют как минимум 150 часов. В 2005 году «Аэробус» при посадке проехал всю взлетно-посадочную полосу и врезался в ангар, погибли 125 человек. Причина? Недостаточно обученный пилот инстинктивно тормозил, как на машине советской конструкции, но на «Аэробусе» таким образом он только добавлял газ.

Ко всему этому, конечно, еще прибавляются старые советские и российские машины. Местные их называют «летающие Лады» в честь старых машин советской эпохи. Или же летают западные самолеты с вторичного рынка, которые тоже уже немало налетали. Стремление свести расходы к минимуму проявляется и в техобслуживании. «Як-Сервис», в чьем самолете погибли хоккеисты – типичный пример. У частной компании в собственности было пять машин. Разбившийся самолет уже прослужил 18 лет, и осенью его ждал генеральный ремонт. И главное: из-за уровня стандартов по безопасности компании два года назад запретили летать над Европейским Союзом. Фирма даже была названа худшей из 35 российских авиакомпаний, которые тогда летали над ЕС.

Президент берется за дело

Что делать? В принципе может показаться, что все не так и плохо. IATA в июне похвалила русских, что за последние три года они добились значительных успехов. С точки зрения ассоциации, Россия относится к первой категории по безопасности, что подтвердила и последняя экспертиза, проведенная в апреле. Но все это касается крупных перевозчиков, а не 15% рынка, где работают маленькие и небезопасные компании.

Но им в спину теперь дышит еще кое-кто. Президент Дмитрий Медведев в реакции на катастрофу в Ярославле отдал приказ правительству, чтобы к середине ноября предписания для авиакомпаний были переделаны так, чтобы можно было ликвидировать авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов. Ужесточить должны и подготовку наземного персонала и пилотов, а также управление воздушным движением. «Правительству, видимо, придется принять очень непростое решение», - сказал Медведев, добавив, что в кратчайшие сроки должно быть радикально уменьшено количество авиакомпаний в стране.

И это сосем не поспешная или популистская реакция Медведева. Еще в начале года он говорил о том же. Он призвал создать систему дотаций, которая бы мотивировала к покупке современных и надежных самолетов. И независимо от того, где эти самолеты были сделаны. И все машины до конца года в обязательном порядке должны быть оснащены системами, которые сообщают об опасности столкновения с землей или с другим самолетом.

Для маленьких компаний эти решения звучат, как приговор, даже если у них все в порядке с обеспечением безопасности. Обязательные приборы обойдутся где-то в 7 миллионов в пересчете на чешские кроны, что в несколько раз больше стоимости подержанного самолета АН-24, который составляет костяк минипарков региональных перевозчиков. Говорят, что цены авиабилетов могут вырасти в два раза, но, может быть, это просто лоббирование маленьких авиакомпаний. Они боятся, что после долгих лет разделения рынка маятник качнется в обратную сторону и крупные компании, прежде всего «Аэрофлот», начнут забирать их территорию.

Экономическая взаимосвязь

Но все не так просто. Россия, как наиболее протяженная страна в мире, зависима от «инфраструктуры», которую обеспечивают рискованные перевозчики. Без них многие области окажутся абсолютно отрезанными от мира, это районы в Сибири, на Дальнем Востоке или в Арктике, где находятся важнее месторождения.

С точки зрения государства, это важная проблема и по еще одной причине: власти должны любыми способами обеспечить спокойствие людей на периферии, только так можно сохранить их политическую лояльность к России. Иначе им в голову тоже могут прийти разные сепаратистские идеи.

Звучат голоса и российских производителей самолетов. Можно ожидать и «авиационную войну»: Медведев сказал, что жизнь граждан дороже «экономического патриотизма», и призвал покупать самолеты за границей, что, безусловно, в скором времени ликвидирует российскую авиационную промышленность. Парадокс заключается в том, что самолеты советской конструкции, хоть у них и была неважная репутация, выдержали сравнение со своими западными аналогами. Считалось, что при хорошем обслуживании и ремонте они были очень надежными и выносливыми.

С другой стороны, русским, конечно, нынешнее положение авиации не идет на пользу и в маркетинге. Русские завершают проект нового самолета «Сухой Суперджет», разрабатываемый вместе с Boeing. Заказы поступили уже и из-за границы, включая США. Но с каждой новой авиакатастрофой перспективы этого самолета становятся все мрачнее, хотя он здесь совсем не виноват.

Источник: inosmi.ru

Похожие новости:
Израиль делает ставку на БПЛА
По сообщениям <<Flightglobal>> , мин. обороны Израиля представило приоритетные задачи, которые должны выполнять военные беспилотные летательные аппараты. Основными задачами, предъявляемыми к БПЛА стали - доставка на поле боя боеприпасов и продовольствия, и эвакуация раненых. Причинами такого решения послужил опыт ..
2011-09-19 3760 1 Авиация
1
НАСА запускает в небо трансформер
За звёздами теперь можно наблюдать не только в обсерваториях. Огромный телескоп - новая разработка НАСА - встроен в конструкцию "Боинга". Крылатая лаборатория позволяет изучать загадки Вселенной в инфракрасной области спектра. Например, можно увидеть черные дыры или заглянуть прямо ..
2011-09-24 2998 0 Авиация
0
ВВС принимает новосибирский бомбардировщик
После нескольких лет испытаний командование Военно-воздушных сил РФ приняло решение принять на вооружение фронтовые бомбардировщики Су-34, которые собирают в Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Официальное вхождение Су-34 в состав ВВС России состоится после постановления правительства. Сообщение о завершении ..
2011-09-24 3043 0 Авиация
0
Самый быстрый вертолет создадут в России
Холдинг «Вертолеты России» ведет предпроектные работы по созданию скоростного вертолета нового поколения, сообщил в четверг начальник отдела департамента инноваций и стратегического развития корпорации «Ростехнологии», в которую входит холдинг «Вертолеты России», Александр Тутушкин. «Это вертолет военного ..
2011-09-24 6970 0 Авиация
0
В Санкт-Петербурге школьники сняли на видео НЛО
Ученики средней школы №175 в Санкт-Петербурге запечатлели на видео неопознанный летающий объект прямо над жилыми домами. На видео удалось зафиксировать довольно четкие очертания объекта, похожего на наши искусственные спутники или на перевернутую ракету-носитель. НЛО двигалось на довольно низкой ..
2011-09-25 3785 0 Авиация
0
Япония разрушит монополию США на внутреннем рынке боевой авиации
Министерство обороны Японии намерено начать переговоры с европейским консорциумом Eurofighter относительно покупки истребителей Typhoon. Об этом, как сообщает Avionics Intelligence, заявил министр обороны Японии Ясуо Итикава (Yasuo Ichikawa). Окончательное решение о покупке 42 истребителей, которое ..
2011-09-27 2865 0 Авиация
0
Первый Dreamliner получила японская All Nippon Airways
Японская авиакомпания All Nippon Airways (ANA) стала первой компанией, которая получила новую разработку авиастроителей от Boeing, реактивный пассажирский самолет Boeing-787 Dreamliner. Самолет был построен в США в г.Эверетт, сообщает деловая газета Взгляд. Вице-президент авиастроительной компании Скотт Фэнчер ..
2011-09-27 3276 0 Авиация
0
ВВС и ПВО России: ситуация становится все более неясной
Ситуация в ВВС и ПВО России, на мой взгляд, становится все более неясной и противоречивой. Хотя именно в этой сфере отечественная промышленность остается наиболее конкурентоспособной. Наши самолеты и зенитные ракетные системы в отличие от бронетанковой и военно-морской техники в основном находятся на самых передовых позициях ..
2011-09-27 3791 0 Авиация
0
Беспилотник освоил профессию геофизика
Новый российский беспилотный летательный аппарат способен поднять больше груза, чем рассчитывали его создатели. Профессией геофизика овладел беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Дозор-100» по воле его конструкторов – инженеров компании «Кронштадт Технологии», которая входит в группу петербургской ..
2011-09-28 4368 0 Авиация
0
Беспилотники: уже не разведчики, а киллеры
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роботизации, так сказать, обезличивания военных действий. Применение различных средств поражения все чаще возлагается на дистанционно-управляемые боевые комплексы – воздушные, наземные и морские. И хотя сегодня решение на применение оружия принимает пока ..
2011-09-28 4328 0 Авиация
0
Истребитель пятого поколения не из космоса прилетел
Борис Обносов - генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), которая стала одним из главных ньюсмейкеров авиакосмического салона МАКС-2011. Она анонсировала запуск в серию четырнадцати новых типов высокоточного оружия. Среди прочего корпорация разрабатывает уникальное ..
2011-09-30 3621 0 Авиация
0
Самолет запущен с помощью электромагнитной катапульты
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-2D "Усовершенствованный Хоукай" (Advanced Hawkeye) запущен с помощью электромагнитной катапульты EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System) ВМС США. Запуск был произведен в Лейкхарсте на натурном испытательном стенде, имитирующем палубу авианосца, ..
2011-10-1 3020 0 Авиация
0
Двигатели "Климова" - помощники пилотов
Небесные чудеса - как сложение искусства пилотирования, конструкции авиационной техники и способных двигателей, которые помогают пилотам "заигрывать" с публикой на авиасалонах и выполнять самые разные задачи. Двигатели петербургского завода имени Климова уже много лет трудятся в разных уголках планеты ..
2011-10-1 3616 0 Авиация
0
Китай разработал собственный боевой вариант Су-30 – J-11BSM
Как пишет канадский он-лайн журнал Kanwa Defense Review, Китай на основе прототипа двухместного учебно-боевого самолета J-11BS («китаизированный» вариант Су-30) создал более продвинутую модификацию J-11BSM, которая оснащена отечественной бортовой авионикой, РЛС, системами РЭБ и способную ..
2011-10-4 3403 0 Авиация
1
Мировое соперничество истребителей
Это новый вызов века в военной авиации после прошлой жесткой конкурентной борьбы между новым истребителем, взятым  НАТО на вооружение, американским  F-16  и французским  Mirage F1. Еще раз США и Европа спорят за миллиардные заказы. Но сегодня в игру вступают и другие конкуренты. От результатов ..
2011-10-8 2792 0 Авиация
0