Зона турбулентности в облаках легко различима, а вот в чистом воздухе невидима и потому смертельно опасна для самолета. Однако уже скоро пилоты смогут заблаговременно замечать такую опасность благодаря системе лазеров, которую разрабатывают европейские ученые.
САТ-турбулентность случается во внешне спокойной атмосфере. Самолет может резко потерять в высоте сразу несколько метров, что приводит к травмам пассажиров, а иногда и к смерти некоторых из них.
Когда край высокоскоростного потока ветра взаимодействует с более медленно движущимся воздухом, это может создать волны и вихри, которые изменяют обтекание воздухом крыльев самолета, порождая внезапные крены. До сих пор не существовало способов за благовременно обнаружить CAT. Но исследователи из Германского аэрокосмического центра (DLR) сейчас тестируют устройство, которое, как они надеются, позволит решить эту проблему. Их лидар (англ, LIDAR, Light Detection And Ranging — световое обнаружение и определение дальности) посылает ультрафиолетовые лазерные лучи в направлен и и полета самолета. Лучи отражаются от молекул газов, составляющих атмосферу, и попадают назад в датчик лидара. И змеряя интенсивность отраженного света, система может оценить число молекул и таким образом получает значение плотности воздуха впереди.
«САТ-турбулентность вызывается небольшими флуктуациями плотности воздуха, — говорит доктор Патрик Вранкен из Института физики атмосферы DLR. — Изучая эти флуктуации, мы можем обнаруживать турбулентность на расстоянии 10-15 км от самолета и надеемся увеличить эту дистанцию до 30 км, что обеспечит двухминутное упреждение перед входом в зону болтанки. Этого вполне достаточно, чтобы предупредить пассажиров».
«Пока наша система способна работать в условиях, когда воздух лишен всяких аэрозолей — пыли, песка, морской соли, — добавляет Вранкен. — Наш следующий шаг — научиться отфильтровывать эти шумы и работать в любых погодных условиях».
Источник: zex2.ru