100 лет назад театральный актёр Глеб Котельников спустил человечество с небес на землю. Он изобрёл парашют. А подтолкнула его к этому тонкая душевная организация и впечатлительность - он стал свидетелем авиатрагедии.
В небе болтаются толпы бездельников, что ж ты наделал, товарищ Котельников. Эта присказка парашютистов, пожалуй, лучше и короче всего описывает вековую эволюцию парашюта от экзотического средства выживания до спорта и хобби.
Сто лет назад не то что парашюты, самолеты-то были диковиной: летали в основном на аэростатах. На испытания первых самолетов собирались толпы зрителей. Среди них оказался и Глеб Котельников. До сих пор сохранилась даже фотография, запечатлевшая трагический момент. Аппарат перевернулся в воздухе, и летчик выпал из него.
"Котельников был очевидцем этой катастрофы. И он пишет, что она произвела на него такое впечатление, что он решил придумать какое-то средство спасения авиаторов", - сообщил историк авиации Георгий Черненко.
Котельников не был конструктором, он был актером. Но за новое дело принялся с жаром. Спасательные купола уже использовались воздухоплавателями, предстояло сделать из них средство экстренного реагирования, которое всегда было бы под рукой.
Котельников решил эту задачу с помощью пружин, находившихся на дне металлического ящика, который крепился за плечами парашютиста. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу.
РК-2 - чуть модернизированный автором вариант первого парашюта. Желающих испытывать сомнительные приспособления инженера-самоучки нашлось немного. А вернее всего один. Звали добровольца Иваном Ивановичем и был он манекеном, сделанным собственноручно конструктором. Впрочем, в то время никто даже и не догадывался, что парашютом можно управлять.
"Крепление парашютиста происходило в одной точке. Он как щенок в таком положении повисает", - рассказывает директор музея ВДВ Степан Татения.
"А Котельников разделил эти стропы на две половины и прикрепил их к плечам. И до сих пор эта идея используется", - говорит историк авиации Георгий Черненко.
Парашютом Котельникова можно было маневрировать. А значит, успешно использовать для высадки десанта. Это решило его судьбу. 20-30 годы - время первого расцвета парашютного спорта. Накануне Второй мировой войны в Советском Союзе парашютные школы были уже по всей стране.
Котельников пытался усовершенствовать свой парашют, но без профессиональных знаний было сложно: к тому времени доработкой его изобретения уже занимались лучшие инженеры и конструкторские бюро. Власти, правда, наградили его значком "Конструктор", а чуть позже - орденом Красного Звезды, но по большому счету бывший актер, чьим изобретением до сих пор пользуется весь мир, оказался не у дел.
Парашютная система быстро стала очень сложным устройством. "Парашют состоит ведь не из одной, не из десяти, а из тысячи деталей. Каждый узел собирается из определенных частей. Поэтому на каждую ленточку, каждую деталь есть свое лекало", - говорит ведущий конструктор парашютного завода Владимир Маляев.
Современные конструкторы идут еще дальше: экспериментируют с формой крыла, его аэродинамическими свойствами, чтобы сделать парашют более маневренным, удобным.
Разнообразие и доступность породили такое направление как парашютный спорт. Энтузиасты совершают в воздухе самые немыслимые пируэты, занимаются воздушной акробатикой и собирают в свободном полете фигуры - так называемые формации до 400 человек.
Последнее слово в развитии парашютного спорта - прыжки без парашюта в перепончатом костюме, который позволяет испытать ощущение свободного полета просто планируя, скользя по воздуху. Совсем, правда, избавиться от купола пока не удается - он нужен при приземлении. Но, по словам спортсменов, недалек тот день, когда человек сможет шагнуть за борт самолета без привычного ранца за спиной
Источник: 1tv.ru