Очередная реформа военной науки: крутое пике или амбиции военных чиновников
В течение десяти лет на вооружение сильнейших иностранных государств поступят принципиально новые гиперзвуковые и воздушно-космические летательные аппараты, разведывательно-ударные беспилотники, оружие, основанное на новых физических принципах. Произойдет интеграция средств разведки, связи, навигации и управления в единую систему. Противник получит возможность наносить скоординированные во времени высокоточные удары практически по всем целям.
Итак, в ближайшей перспективе успешное ведение военных действий в воздушно-космическом пространстве станет основой для достижения успеха в вооруженной борьбе на суше и на море. В этих условиях срыв воздушно-космического нападения противника приобретает первостепенное решающее значение, определяет ход и исход войны и судьбу страны в целом.
В апреле 2006 года президентом Российской Федерации – Верховным главнокомандующим была утверждена Концепция воздушно-космической обороны. «…особое внимание нужно уделить укреплению воздушно-космической обороны страны, объединить существующие системы противовоздушной и противокосмической обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Они должны действовать под единым управлением стратегического командования». Такая задача поставлена в президентском Послании в октябре 2010-го.
“ Даже при вложении четырех-пяти миллиардов рублей риски утраты научных школ, срыва сроков ключевых НИОКР не снижаются ”
В соответствии с утвержденной Концепцией ВКО РФ с 1 декабря 2011 года приступил к выполнению боевых задач по охране и обороне границ Российской Федерации новый род Вооруженных Сил – Войска воздушно-космической обороны РФ.
В июне 2013-го Владимир Путин ясно определил роль создаваемой системы ВКО: «Эффективная ВКО – это гарантия устойчивости наших стратегических сил сдерживания, прикрытия территории страны от воздушно-космических средств нападения». Президент четко расставил приоритеты развития Российской армии, выдвинув на одно из первых мест воздушно-космическую оборону: «Мы не должны допустить нарушения баланса системы стратегического сдерживания, снижения эффективности наших ядерных сил. Поэтому создание воздушно-космической обороны будет и впредь одним из ключевых направлений военного строительства».
Естественно, выполнение грандиозных по замыслу и ответственности государственных задач построения системы ВКО РФ потребовало их военно-научного обоснования, обеспечения и сопровождения. Поэтому логической реализацией положений концептуальных документов, утвержденных президентом Российской Федерации, явилось создание Центрального научно-исследовательского института Войск воздушно-космической обороны (ЦНИИ ВВКО). Институт был сформирован в соответствии с распоряжением правительства РФ и приказом министра обороны РФ в марте 2014 года.
Правопреемник 2, 45 и 50-го ЦНИИ Минобороны
Создание ЦНИИ ВВКО согласуется с планами разработки перспективного военно-научного комплекса, контуры которого обрисовал начальник Генерального штаба ВС РФ – первый заместитель министра обороны генерал армии Валерий Герасимов на научно-практической конференции «Военная безопасность России: XXI век» 14 февраля 2013 года. В своем выступлении начальник ГШ ВС РФ особо подчеркнул роль прикладной и практической науки, обеспечивающей проведение испытаний образцов ВВТ, научное сопровождение их эксплуатации, модернизации и утилизации. Он призвал стремиться к тому, чтобы теория строительства Вооруженных Сил максимально соответствовала перспективам развития характера войн и вооруженной борьбы в целом. Эту мысль начальник Генерального штаба развил в докладе на общем собрании Академии военных наук 25 февраля 2014 года, в котором отмечалось: «Военно-научный комплекс предназначен для обеспечения обоснования направлений строительства и развития Вооруженных Сил РФ и предварительной научной проработки принимаемых военно-политических решений». Следовательно, создание ЦНИИ ВВКО можно рассматривать как результат поэтапного выполнения планов реализации перспективного военно-научного комплекса ВС РФ, коррелированный с задачами, сформулированными в Концепции воздушно-космической обороны в части обоснованного формирования военно-технической политики.
Рождение ЦНИИ ВВКО, как и других НИО в Вооруженных Силах нашего государства, явилось закономерным этапом в истории развития военной науки ПВО (ВКО), о чем свидетельствует весь опыт, предшествующий непосредственному строительству современной воздушно-космической обороны.
В предвоенные годы, когда образцы ВВТ ПВО были сравнительно простыми в проектировании и изготовлении и, следовательно, дешевыми, их разработка осуществлялась, как правило, ОКБ промышленности без выполнения ОКР в принятом ныне понимании. Однако уже в то время уделялось пристальное внимание вопросам развития ВВТ ПВО и роли военной науки в их создании. В послевоенное время с усложнением образцов ВВТ принимается решение об их разработке в соответствии с требованиями заказчика (Вооруженных Сил). Задачу подготовки ТТЗ возложили на испытательные организации. Однако оказалось, что специфика последних не способствовала решению задач, связанных с прогнозированием условий применения ВВТ на отдаленную перспективу и обоснованием на этой базе основных направлений их развития.
Для выполнения данных задач требовалось проведение комплекса научно-исследовательских и экспериментальных работ, выполняемых специализированными научными организациями для обоснования требований к образцу, задаваемых в ТТЗ, и отработки технологий, обеспечивающих их выполнение. Поэтому высшим руководством принимается решение о создании видовых научно-исследовательских институтов. В Войсках ПВО военная наука оформилась организационно в 1957 году посредством объединения разрозненных научных подразделений родов войск и испытательных полигонов в первый в ВС СССР единый комплексный научно-исследовательский институт вида ВС – НИИ-2 ПВО, в последующем – 2-й ЦНИИ МО РФ, а ныне – НИЦ (город Тверь) ЦНИИ Войск ВКО Минобороны России. Выполненные НИИ-2 ПВО в 1959–1961 годах НИР дали научно обоснованные рекомендации по обеспечению безопасности нашего государства в условиях применения ракетно-ядерного оружия на основе создания средств в структуре Войск ПВО, объединенных в системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), противоракетной обороны (ПРО), противокосмической обороны (ПКО) и контроля космического пространства (ККП). Формирование ключевых составляющих системы ВКО осуществлялось в рамках Войск ПВО страны как вида Вооруженных Сил с опорой именно на НИИ. С апреля 1967 года в составе Войск ПВО существует новый род войск – Войска противоракетной и противокосмической обороны, а позднее с включением в их состав войск и системы предупреждения о ракетном нападении они объединены в Войска ракетно-космической обороны (ВРКО).
К концу 70-х – началу 80-х годов прошлого столетия в составе Войск ПВО страны созданы информационные и огневые средства и системы, способные вести борьбу практически со всеми существующими типами средств нападения, действующими в воздушном и космическом пространстве. Спектр решаемых Войсками ПВО задач уже не ограничивался только борьбой с воздушным противником. Фактически теперь имелись все основания для постановки вопроса о переименовании Войск ПВО в Войска воздушно-космической обороны.
В последующем комплексные исследования проблем развития ПВО и РКО, проведенные институтом совместно с 45-м СНИИ (позднее – 45-й ЦНИИ МО, а ныне – НИЦ (город Москва) ЦНИИ Войск ВКО Минобороны России), другими НИО МО и организациями промышленности в конце 1990-х – начале 2000-х годов, легли в основу утвержденной президентом РФ Концепции воздушно-космической обороны Российской Федерации.
В настоящее время ЦНИИ ВВКО как правопреемник 2, 45 и 50-го ЦНИИ Минобороны России выполняет весь комплекс работ по реализации основных положений Концепции ВКО РФ.
Основными задачами института, имеющего статус головной организации в системном проектировании создаваемой системы ВКО и ее элементов, являются:
исследования проблем строительства ВС РФ (в части сил и средств ВКО), обоснование их состава, структуры, построения и применения группировок войск (сил) ВКО страны и ВС и Объединенной системы ПВО СНГ; комплексные исследования перспектив развития средств воздушно-космического нападения зарубежных государств, форм и способов их применения; комплексные исследования основных направлений развития ВВСТ, разработка предложений в Государственную программу вооружения (ГПВ) и государственный оборонный заказ (ГОЗ) в части средств ВКО и космического вооружения; военно-научное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках ГОЗ в интересах ВКО РФ и космического вооружения.
Научный костяк ЦНИИ ВВКО представлен тремя НИИЦ: противовоздушной обороны (Тверь), ракетно-космической обороны (Москва) и военно-космических исследований (Юбилейный). Институт обладает современной лабораторно-испытательной и моделирующей базой, обеспечивающей комплексные исследования и испытания систем и средств ВКО. База создавалась на протяжении десятилетий и не имеет аналогов в стране.
Уникальная методология исследований проблем строительства противовоздушной (воздушно-космической) обороны ЦНИИ ВВКО, представляющая собой многоуровневую иерархическую структуру методов, методик и моделей, обеспечивает проведение военно-теоретических, экспериментальных и военно-экономических исследований основных направлений развития ВВТ ВКО и обоснования предложений в разделы ГОЗ и ГПВ в части средств ВКО и космического вооружения.
Под руководством командования Войск ВКО институт тесно взаимодействует с высшими органами государственного и военного управления, комитетами министров обороны и начальников штабов вооруженных сил государств – участников СНГ, НИУ МО, военными высшими учебными заведениями (ввузами), КБ и организациями промышленности, космодромами и государственными полигонами.
Страсть к необратимым изменениям
Основные мероприятия по созданию ЦНИИ ВВКО завершены. Институт сформирован и выполняет задачи по предназначению. Вместе с тем в августе-сентябре 2014 года, то есть спустя всего несколько месяцев с момента создания ЦНИИ ВВКО в Министерстве обороны начали прорабатываться варианты реформирования института в образовательно-научные комплексы (ОНК). Еще не осознаны по большей части губительные последствия реформы военной науки, инициированные во времена бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, которые заключались в создании так называемых военно-учебных научных центров (ВУНЦ), как возникла новая идея – создание ОНК. По замыслу «неореформаторов», ЦНИИ ВВКО целесообразно перестраивать под флагом интеграции ввузов и НИО: объединение по территориальному принципу НИЦ (Тверь) с ВА ВКО (Тверь), по сути – ликвидация НИИЦ (Москва) и НИЦ (Юбилейный) посредством передислокации и передачи их функций и задач Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского (Санкт-Петербург).
“ Дело военного строительства необходимо оградить от неуемных аппетитов чиновников-лжереформаторов ”
В недавнем прошлом была предпринята подобная волюнтаристская, ничем не обоснованная попытка ликвидации ВА ВКО имени Г. К. Жукова в Твери путем передачи ее в состав Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге, где никогда до этого и понятия о подготовке и воспитании командиров для Войск ПВО (ВКО) не существовало. Тогда эта задача по многим критериям и принципам оказалась неподъемной и ее выполнение спустили на тормозах. Теперь возникла очередная идея ввести в состав все той же академии два бывших научно-исследовательских института (45 и 50-й ЦНИИ) путем их передислокации вместе со всем хозяйством. Но нельзя объять необъятное. Дело военного строительства необходимо своевременно оградить от неуемных аппетитов чиновников-лжереформаторов, провести необходимые научные исследования или хотя бы получить ответы на следующие основополагающие вопросы.
Чем обусловливается необходимость расформирования ЦНИИ ВВКО, созданного несколько месяцев назад-
Кто проводил военно-экономическое обоснование целесообразности расформирования ЦНИИ ВВКО и какова стоимость проведения мероприятий по его реформированию с учетом перевода (создания на новом месте) имеющейся в институте уникальной лабораторно-испытательной базы-
Какой эффект достигается объединением института и ввузов, на чем базируются оценки возможности эффективного комплексного решения задач, возлагаемых на НИИЦ (Москва) и НИЦ (Юбилейный) Военно-космической академией им. А. Ф. Можайского-
Кто будет персонально отвечать за проведение комплексных исследований по решению важнейшей государственной задачи – созданию системы ВКО РФ, за научное обеспечение проведения единой военно-технической политики в области ВКО, формирование единых, сбалансированных предложений в ГПВ и ГОЗ-
Каким образом предлагается сохранить существующие научные школы НИИЦ (Москва) и НИЦ (Юбилейный), входящие в состав ЦНИИ ВВКО- Не преследует ли передислокация центров и передача их функций и задач ВКА им. А. Ф. Можайского чьих-либо материальных или иных корыстных интересов, в том числе в плане высвобождения «излишней» части территории, принадлежащей Министерству обороны в Москве и Юбилейном-
Очевидно, что инициаторы предлагаемого реформирования игнорируют положительный опыт и практику военного строительства в нашем государстве, а их предложения вытекают из понятных только им умозаключений.
Не получится ли, что через некоторое время руководство Минобороны осознает пагубность принятого решения, но действия по приведению военной науки в требуемую структуру в НИИ окажутся по той или иной причине уже необратимыми- Любые манипуляции с военными и оборонными структурами должны проводиться исключительно в интересах безопасности страны, а не ради чиновничьих интересов.
Тщательное объективное изучение и анализ инициатив неназванных авторов крайних «новых» реформ военной науки позволяют сделать выводы о следующем ряде возможных последствий внезапного реформирования недавно созданного ЦНИИ ВВКО в ОНК (с учетом характера и специфики образовательных и научных задач):
утрата дорогостоящей инфраструктуры ЦНИИ ВВКО и его современного лабораторно-испытательного комплекса; потеря уникальных научных школ и квалифицированных специалистов в области строительства ВКО РФ; разрушение сложившегося процесса военно-научного сопровождения создания системы ВКО РФ, разработки ВВТ ВКО, восстановление которого потребует до 10 лет; снижение качества и увеличение сроков выполнения ведущихся ОКР и как следствие увеличение сроков создания системы ВКО РФ на пять – семь лет.
Кроме того, передача функций и задач НИИЦ (Москва) и НИЦ (Юбилейный) в ВКА им. А. Ф. Можайского с учетом необходимости воссоздания в Санкт-Петербурге уникальной лабораторно-моделирующей базы и соответствующих научных школ, формирования научно-производственных связей с предприятиями промышленности и войсками потребует не менее пяти лет и немедленного выделения дополнительного финансирования в объеме четырех-пяти миллиардов рублей. Но даже при таких затратах риски утраты научных школ, срыва сроков выполнения ключевых НИОКР по созданию системы ВКО не снижаются. Это доказал, в частности, неудачный опыт передачи военно-научного сопровождения ряда НИОКР научным подразделениям ВКА имени А. Ф. Можайского в 2009–2011 годах. Проблемы, связанные с отсутствием сформированных научных школ, освоивших необходимые методы и модели, удаленность от основных разработчиков ВВТ ВКО, от командных пунктов систем вооружения Войск ВКО, а также невозможность подготовки специалистов по ряду ключевых тематик вынудили руководство Минобороны России возвратить военно-научное сопровождение этих НИОКР в соответствующий НИИ Минобороны.
Убедились на собственном опыте
В конце 80-х годов активно обсуждался вопрос о целесообразности объединения ВА ПВО (Тверь, начальник академии генерал-полковник Анатолий Хюпенен) и 2-го НИИ МО (Тверь, начальник института генерал-лейтенант Сергей Сапегин). Вывод, к которому пришли привлеченные к дискуссии известные ученые, руководители науки, главные и генеральные конструкторы различных министерств, работающих на оборону страны, оказался таков: нецелесообразно объединять разные по природе отрасли и направления военной науки. Ученый-педагог и ученый-исследователь могут и должны дополнять друг друга в части помощи войскам в освоении перспективных образцов вооружения и военной техники, разработке боевых уставов и наставлений.
В этой связи сегодня более чем странно появление в стенограмме заседания Комитета Государственной думы РФ по обороне от 23 октября 2014 года высказывания председателя Военно-научного комитета ВС РФ генерал-майора Станислава Суворова, в котором он приписывает генерал-полковнику Анатолию Хюпенену слова о целесообразности включения 2-го ЦНИИ Минобороны России в состав Тверской академии.
Научные исследования, практический опыт доказывают: серьезным и неустранимым препятствием получения положительного результата от усиленно проталкиваемых вариантов объединения НИО и ввузов является то, что ученый-исследователь и ученый-педагог – это по существу разные профессии, часто несовместимые и, конечно же, невзаимозаменяемые.
Решение возлагаемых на ЦНИИ ВВКО задач связано с прогнозированием на отдаленную перспективу (15–20 лет). Профессорско-преподавательскому составу, сформированному исходя из концепции «учить слушателей тому, что необходимо на войне», потребуется самому заняться получением новых знаний – исследованием законов и закономерностей развития и применения ВВТ ВКО в соответствии с приведенными выше задачами ЦНИИ ВВКО. А для этого профессорско-преподавательский состав должен сам пройти подготовку к научно-исследовательской работе. И это еще не все.
ЦНИИ ВВКО является институтом, специализирующимся на исследованиях сложных систем вооружения и военной техники ВКО. Практика показывает, что подготовка эрудированного в системном плане научного сотрудника-исследователя, даже при условии попадания его в сложившийся научный коллектив, занимает около пяти лет. Формирование же нового коллектива, способного эффективно проводить комплексные НИР (НИОКР) по тематике института, потребует более длительного времени, так как речь идет уже о потере преемственности, утрате информационных связей с органами военного управления, специалистами-разработчиками из НИУ, КБ и организаций промышленности, специалистами космодромов, испытательных полигонов и др.
Проводя реформы военно-научного комплекса, уместно использовать опыт создания и становления родов Вооруженных Сил в нашем государстве. Поучительны с этой точки зрения воспоминания первого командующего ПРО и ПКО генерал-полковника Юрия Вотинцева, который по личному указанию главнокомандующего Войсками ПВО страны генерала армии Павла Батицкого перед вхождением в эту должность был командирован именно в НИИ-2 МО с тем, чтобы понять, чем предстоит ему заняться в создаваемом новом роде войск. То есть командующий новым родом войск был направлен главкомом Войсками ПВО на обучение непосредственно в НИИ-2 как в головную организацию по проблематике РКО, а не в видовые академии (ВА ПВО или ВИРТА ПВО). Таким образом, главком учел то неоспоримое обстоятельство, что в СССР не было опыта строительства видов и родов Вооруженных Сил без опоры на НИОКР, проводимые военными НИИ. Нет такого опыта и в современном Российском государстве.
Несомненно, следует поддержать предложения Владимира Дворкина, Владимира Остроухова, Михаила Бордюкова, изложенные на страницах газеты «Военно-промышленный курьер» (№ 31, 2014), о необходимости ответственных решений при реализации плана создания перспективного военно-научного комплекса ВС РФ, а именно:
безотлагательно остановить практику непродуманных реформ в области военной науки; по мере ужесточения требований к квалификации специалистов постепенно решать задачи интеграции исследовательской и учебной деятельности – именно интеграции, а не примитивного включения НИО в состав вузов в качестве структурных подразделений; возобновить и расширить практику создания специальных независимых комиссий при руководстве страны, Совете национальной безопасности и Министерстве обороны для выработки программ и решений по важнейшим вопросам военной политики, в том числе реформированию военной науки. Действуя на базе широкой и достоверной информации, они способны вырабатывать альтернативные подходы ко всем проблемам безопасности.Поставленная президентом Российской Федерации задача создания в кратчайшие сроки воздушно-космической обороны страны требует безотлагательного решения комплексных системных проблем, относящихся к компетенции специально созданного в 2014 году ЦНИИ ВВКО. Его расформирование на современном этапе, разделение на отдельные тематики приведет к срыву сроков строительства ВКО, разработки ее технической основы, создания целостной системы санкционирования применения оружия повышенной опасности, консолидации возможностей разнородных систем ВКО для обеспечения стратегической стабильности и возможности своевременного применения стратегических ядерных сил.