В этом году начнутся исследовательские работы по новой боевой машине для Морской пехоты (БММП). Такая машина объективно необходима, особенно учитывая усиление роли морской пехоты в планах развития Вооружённых сил.
Стоит заметить, что проблема бронетехники для Морской пехоты (МП), стоит не менее остро, чем проблема оснащения подразделений ВДВ. И, если главкому ВДВ всё же удалось добиться принятия на вооружение новой боевой машины (БМД-4М), то подразделения МП по-прежнему вынуждены обходиться колёсными и гусеничными бронетранспортёрами. И это при том, что необходимость боевой машины с более серьёзным вооружением давно не оспаривается.
Морские и воздушные десантные операции имеют одни и те же особенности: подразделениям приходится действовать на удалении от своих баз и пользоваться ограниченным набором средств огневой поддержки. Конечно, морская пехота меньше ограничена по массе и габаритам своей бронетехники, чем ВДВ. На вооружении имеются танки (по одному батальону на СФ и ТОФ). Но в целом огневая мощь МП не соответствует задачам, которые стоят перед ней.
Машина, имеющая серьёзную огневую мощь требовалась давно, так как «катер с пушкой» — плавающий танк ПТ-76 был выведен из штатов МП ещё в 1989 году. И такая машина даже была создана — БМП-3Ф, флотская модификация БМП-3. Однако, морская пехота этой машины не получила. На взгляд руководства Вооружённых сил, она не соответствовала современным требованиям, хотя морская пехота участвовала в создании этой машины, испытала её, осталась довольна и высказалась за скорейшее принятие на вооружение. Уже собранные машины Министерство обороны отказалось выкупать. И они вместе с построенными дополнительно были проданы в Индонезию — там машину сочли вполне современной и даже необходимой государству, расположенному на островах.
Сложно сказать, насколько оценка БМП-3Ф была объективна. На затянутую эпопею с боевой машиной десанта и на отказ от БМП-3Ф влияло несколько обстоятельств. И прежде всего — желание получить общую машину для всех родов войск, максимально унифицированную, и обладающую лучшими характеристиками по сравнению с тем, что имелось на тот момент. Такая машина создаётся сейчас в рамках ОКР «Курганец». Но сделать машину действительно универсальную — сложно.
Одно из главных требований, предъявляемых к перспективной машине, заключается в качественном улучшении её защищённости. Достичь этого можно тремя путями: особенностями конструкции, увеличением броневой защиты и применением технических средств защиты (динамической защиты — ДЗ, комплексов активной защиты — КАЗ, комплексов оптико-электронного подавления — КОЭП, средствами маскировки, и др.). Последние два пути неизбежно влекут увеличение массы машины, что вступает в противоречие с требованиями ВДВ и МП. ВДВ имеют ограничения по массе, связанные с воздушной транспортировкой техники, для МП нужна машина не просто «плавающая», а хорошо плавающая. А это качество также имеет напрямую зависит от массы машины. Сделать машину лучше защищённую конструктивно без увеличения массы — возможно. Например, моторно-трансмиссионное отделение (МТО), расположенное спереди, увеличивает защиту экипажа от обстрела в переднюю проекцию машины и позволяет десанту спешиваться сзади машины, а не через верхние люки. Такая компоновка была использована на БМП-1 и БМП-2, такая компоновка принята для нового «Курганца». Однако она влияет на распределение веса и нагрузок в разных положениях машины: тяжёлый «нос» не лучшим образом сказывается на ходовых качествах на воде, к тому же влияет на некоторые свойства машины по проходимости.
На БМП-3 МТО расположено позади боевого и десантного отделений. А центр его массы максимально приближен к нижней точке корпуса. Поэтому машина имеет отменные ходовые качества на различной местности и уверенно ведёт себя на плаву. Такая компоновка вполне устраивает и ВДВ и МП, поскольку для них ходовые качества важнее защищённости. Это наиболее мобильные рода войск, которым требуется мобильная и максимально транспортабельная техника.
Главным требованием для них является высокая огневая мощь. А с этим у комплекса вооружения БМД-4М и БМП-3Ф — всё в порядке. Знаменитая «тройчатка», состоящая из пулемёта, 30-мм автоматической пушки и 100-мм нарезного орудия, способного вести огонь как обычными снарядами, так и управляемыми ракетами, давно стала визитной карточкой отечественных боевых машин. По огневой мощи и универсальности с этим комплексом ещё долго не смогут сравниться лучшие образцы иностранной техники. Он легко может быть модернизирован путем создания улучшенных боеприпасов и совершенствованием системы управления оружия (СУО), что позволит ему оставаться вполне современным ещё очень долго. И ВДВ удалось добиться получения боевой машины, которую они считают для себя оптимальной.
Что касается БМП-3Ф, то она максимально приспособлена для ведения боевых действий в прибрежной зоне, на побережье и при высадке морского десанта. Она способна вести движение на волнении моря в три балла, вести прицельный огонь с воды при волнении в два балла, долгое время оставаться на плаву, буксировать по воде однотипную машину, своим ходом грузиться с воды на десантно-высадочные средства и десантные корабли, и даже двигаться за ними на буксире. Хочу заметить, что это не просто транспортное средство, предназначенное для доставки морской пехоты на берег или транспортировки её по суше — это полноценная боевая машина. БМП-3Ф тоже можно назвать «катером с пушкой», подобно старому доброму ПТ-76. В общем, можно порадоваться за индонезийских морских пехотинцев.
Следует сказать, что принятие на вооружение ВДВ БМД-4М уже внесло некоторое расстройство в унификацию средней гусеничной платформы по родам войск. Возможно это, как и не идеальная компоновка «Курганца» для требований МП, привело к тому, что для морской пехоты создаётся новая машина. В плане закупок МО на 2013 год научно-исследовательская работа названа «Платформа-БММП» – исследования по созданию перспективной платформы БММП для подразделений морской пехоты ВМФ. Слово «платформа» и означает, что будет создан целый ряд боевых машин на общей базе. И база эта будет отличаться от БМП-3 (на которой создана БМД-4М) и от «Курганца». Вероятно, это правильно, поскольку позволит лучше учесть особенности боевых задач МП и получить машину, обладающую действительно лучшими характеристиками по сравнению с тем, что есть сейчас. Вот только ждать её появления придётся несколько лет, как в своё время ждали десантники.
Ещё надо добавить, что новую БММП не следует путать с машиной, имевшей такое же название, но создававшейся одновременно с БМП-3Ф Курганмашзаводом. Тогда это был «бюджетный» вариант той же машины на платформе БМП-3, но с облегчённым вооружением — башней с 30-мм пушкой от БМП-2. Сейчас же речь идёт именно о новой платформе. Вероятно, она будет иметь лучшие мореходные качества не в ущерб защищенности. А что касается комплекса вооружения, то он может быть любым из существующих или только создающихся — возможность размещения различного вооружения на общей платформе сейчас предусмотрена на стадии техзадания.
И ещё. В некоторых изданиях о начале работ по БММП говорилось как о «плавающих БМП для «Мистралей». В некотором роде это верно, поскольку ДВКД класса «Мистраль» предназначен в том числе и для морской пехоты (следовательно, и для её боевой техники). Но не следует считать, что эта боевая машина создаётся специально для какого-то конкретного корабля или, тем более, является его функциональной частью. Это будет боевая машина для морской пехоты, которую давно ждут и которая давно необходима.
Автор Александр Горбенко
Источник: topwar.ru