Российские разработчики готовы создать аэростатический комплекс на базе дирижабля «Атлант» для решения задач противоракетной и противовоздушной обороны.
«Воздухоплавательный центр «Авгуръ» при поддержке Фонда перспективных исследований планирует в ближайшее время приступить к разработке нового аэростатического комплекса в интересах ПРО и ПВО», — сообщает «Интерфакс» со ссылкой на своей источник в ведомстве. Новый аппарат поспособствует созданию единого радиолокационного поля России. Оснащение комплекса позволит передавать команды в реальном времени и эффективно бороться с различными целями, включая гиперзвуковые.
«Комплекс должен занять нишу между орбитальной группировкой, с точки зрения контроля космического и воздушного пространства, и группировкой станций «Воронеж», радиолокационных комплексов зенитных ракетных систем С-300, С-400, С-500 и других», — пояснил источник агентству.
Стоит отметить, что кроме ПВО и ПРО дирижабли представляют колоссальный интерес с точки зрения совершенствования транспортной системы страны. На протяжение десятилетий в России ведется научная дискуссия о создании атомных дирижаблей, грузоподъемность которых достигает двух тысяч тонн. В Омске (СибАДИ) разработали целую линейку дирижаблей, в том числе ША-100 и ША-200, способных транспортировать груз весом около двух с половиной тысяч тонн (железнодорожный состав). При скорости свыше ста км/ч эти машины могли бы решить проблемы освоения огромных пространств страны за Уралом.
В 1926 году в СССР всерьез рассматривалась возможность организации Транссибирского воздушного пути по маршруту Ленинград — Архангельск — Диксон — Туруханск — Якутск — Владивосток. Общее расстояние — 6400 км должно было покрываться в 3-4 дня со скоростью 100 км/ч. Общая полезная загрузка дирижабля предполагалась до 50 тонн. Проект предусматривал использование трех дирижаблей: два курсировали бы на линии, один — резервный — базировался бы в Красноярске. Расчетная стоимость одного дирижабля — 5,5 млн. рублей, всей линии 40-50 млн.
За 3/4 века, прошедшие после ухода большегрузных дирижаблей со сцены, прогресс в области материалов и технологий произошел настолько значительный, что не может быть сомнений в возможности создания современного атомного дирижабля.
В 1991 году в Омске было создано государственное конструкторское бюро «Крыло» с задачей разработки дирижаблей нового поколения. Над проектом трудились сотни изобретателей, конструкторов и инженеров. Спустя три года государство даже выделило деньги на создание опытного образца первого отечественного грузового цеппелина. Однако реализации проекта помешал разразившийся политический и финансовый кризис.
Еще более интересным с точки зрения транспортного безаэродромного сообщения с Сибирью и Дальним Востоком представляется уникальный проект, родившийся на рубеже советской и новой России. Гибридный дирижабль Филимонова, также известный под обозначениями АКЛА (аэростатический комбинированный летательный аппарат), БАРС (безаэродромный аэростатически разгруженный самолёт) и ФИАЛКА (Филимонова аэростатический летательный комбинированный аппарат) — проект летательного аппарата (разновидности гибридного дирижабля), сочетающего в себе черты дирижабля, самолёта, вертолёта и судна на воздушной подушке. Спроектирован кандидатом технических наук Александром Филимоновым, являющимся также главным конструктором. Патент на дирижабль был оформлен в 1987 году и получен в 1997 году.