Электронная система управления полетами впервые появится на дальней авиации.
Военно-воздушные силы вводят в эксплуатацию автоматизированную систему управления «Крыло-А», комплекс установят на транспортные самолеты и самолеты дальней авиации. Об этом «Известиям» на условиях анонимности сообщил источник в ВВС. Ранее на самолетах дальней и транспортной авиации были установлены только системы связи, теперь группировки смогут совершать вылеты, обмениваясь широким спектром информации.
- В рамках программы модернизации авиационного оборудования на 2013-2020 годы новую АСУ «Крыло-А» в течение двух лет установят на стратегические бомбардировщики Ту-160, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50, транспортники Ил-76 и Ан-24, Ту-95МС и, возможно, ряд других, - сообщил источник в Вооруженных силах.
Самолетную часть комплекса получат аэродромы Мигалово, Оренбург-2, Таганрог центральный, авиабазы Энгельс, Украинка и 4-я Авиагруппа. Центры управления поступят в 804-й центральный узел связи и командование военно-транспортной авиации.
Для работы штабной части «Крыло-А» потребуется девять человек - командующий, операторы командного пульта и пульта корректировки планов, три должностных лица для резервирования команд и один человек с допуском к секретной информации для их документирования, системный администратор и оператор видеостены.
На видеостене при помощи проектора будет отображаться перемещение боевой группировки на карте. Под особый контроль в системе «Крыло-А» поставлены отдача и принятие приказов - для защиты от несанкционированных команд будет применяться специальное техническое средство.
Военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, занимавшийся изучением различных АСУ, сообщил, что для дальней авиации подобный комплекс никогда не использовался.
- Прежде всего АСУ предназначены для планирования боевых действий и для управления авиационными подразделениями в воздухе. Системы, к сожалению, еще пока не совсем универсальны, хотя используются и на боевых самолетах, и на самолетах обеспечения. Для дальней авиации до сих пор такого комплекса не было, - сказал Виктор Мураховский.
Отличия АСУ для стратегических бомбардировщиков от аналогичных систем, применяемых ВДВ и истребителями, напрямую связаны с целями применения группировок.
- Специфика дальней авиации в том, что универсальность ей нужна меньше - в первую очередь нужно решать вопрос передачи команд на большие расстояния, не всегда обычные системы КВ или УКВ радиосвязи могут помочь. Меньше требований предъявляется к целеуказанию, поскольку дальняя авиация работает по стационарным целям с известными координатами, - пояснил Виктор Мураховский.
Как считает представитель Российского института радионавигации и времени Юрий Купин, самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 оснастят «Крылом-А» для взаимодействия со стратегическими бомбардировщиками во время вылетов.
- Самолет А-50 летает с Ту-160 в качестве ретранслятора - он получает достаточно слабый по мощности сигнал через спутник, усиливает и направленной антенной передает самолетам, они как раз находятся в пределах прямой видимости, - сказал Юрий Купин.
Однако «Крыло-А» может понадобиться дальней авиации и для выполнения новых, необычных для таких самолетов требований, которые ставит современная стратегия ведения войн.
- Вопрос перенацеливания в воздухе сегодня перед ними ставится в связи с возросшим объемом задач по применению обычных и высокоточных вооружений, - полагает Виктор Мураховский.
Выяснить точный принцип работы комплекса «Крыло-А» не удалось. Источник «Известий» в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что разработку комплекса АСУ вело НПО «Мобильные информационные системы», однако на предприятии прокомментировать эту тему отказались.
- Это чужая разработка, мы о ней не имеем полномочий распространятся - работа закрытая, - сказали «Известиям» в НПО «Мобильные информационные системы».
Виктор Мураховский пояснил, что узнать более подробно о принципах работы АСУ «Крыло-А» вряд ли удастся - секретность комплекса объясняется его стратегической значимостью.
- Чего тут удивляться, это компонент, который относится к силам ядерного сдерживания. Хотя он и двойного назначения - может применяться для обычного вооружения, - тем не менее система управления относится к ядерным силам. Что необходимо обеспечить, принципиально понятно, а вот конкретные технические решения - это большой вопрос, - сказал Виктор Мураховский.
АСУ «Крыло-А» будут устанавливать на самолеты и центры управления полетами в течение двух лет, на эти цели из федерального бюджета выделяется 744 млн рублей.
Источник: izvestia.ru