Угроза приближается со скоростью гиперзвука

Угроза приближается со скоростью гиперзвука

На этой неделе состоялся третий испытательный полет американского гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) X-51 AWaveRider – прототипа перспективной ракеты. Однако через 15 секунд после запуска, еще до начала работы основного двигателя, WaveRider потерял управление и упал в океан.

Предыдущее испытание, состоявшееся в прошлом году, тоже провалилось – ускоритель, разгоняющий аппарат до необходимой для запуска основного двигателя скорости, сработал не вовремя и не отделился. Однако ранее, в 2010-м, двигателю "машины" удалось проработать 200 секунд (планировалось 300), разогнав аппарат до пяти скоростей звука (5М). Продолжительность его работы, таким образом, втрое превысила предыдущий рекорд, поставленный российской/советской гиперзвуковой летающей лабораторией (ГЛЛ) "Холод". При этом, в отличие от отечественного аппарата, "американец" использовал в качестве топлива не водород, а авиационный керосин.

Нынешняя неудача, безусловно, затормозит гиперзвуковую программу США, на которую израсходовано $2 млрд. Однако это не отменяет того факта, что у Штатов уже есть ключевая для этой программы технология — работающий прототип гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД, он же скрамджет).

Потенциально такие двигатели способны разогнать летательный аппарат до 17 скоростей звука на водороде и до 8 – на углеводородном топливе. Однако для его работы необходимо добиться устойчивого горения топлива в сверхзвуковом воздушном потоке – что, по словам одного из разработчиков, ничуть не легче, чем удержать спичку зажженной в эпицентре урагана. Впрочем, еще не так давно считалось, что при использовании углеводородного топлива это в принципе невозможно, а единственным пригодным горючим для ГПРВД является взрывоопасный, создающий эксплуатационные трудности и "раздувающий" объемы топливных баков из-за низкой плотности водород. Тем не менее, начиная с 2004 года на Западе провели ряд относительно успешных испытаний летательных аппаратов — как водородных, так и "керосиновых".

В чем практический смысл двухмиллиардной программы? Проектная скорость Х-51 – 7М (около 7 тыс. км/ч для высоты 20 км), проектная дальность – 1600 км, высота полета – порядка 25 км. Иными словами, по "дальнобойности" он примерно соответствует крылатой ракете BGM-109 "Томогавк" (1600 км, с ядерной боевой частью – 2500 км) или баллистической ракете средней дальности – например, снятой с вооружения по договорам РСМД "Першинг-2" (1770 км). В чем преимущества "волнолета" по сравнению с "конкурентами"?

BGM-109 имеет дозвуковую скорость – 880 км/ч. Таким образом, полет на максимальную дальность занимает около двух часов. На протяжении этого времени ракета может быть обнаружена и уничтожена, а цель может переместиться. Безусловно, летящая на высоте порядка 60 м над землей и обладающая малой радиолокационной заметностью уже в силу размеров крылатая ракета – весьма проблемная цель для ПВО. Однако известны и успешные примеры обороны атакуемых объектов от "Томагавков" — например, иракского ядерного центра во время "Бури в пустыне".

Баллистическая ракета с дальностью того же порядка имеет среднюю скорость около 10 тыс. км/ч. Однако, во-первых, "баллистики" могут быть засечены из космоса уже в момент старта – внушительный факел от работающих ракетных двигателей достаточно хорошо заметен. Во-вторых, максимальная высота траектории баллистических ракет такой дальности приближается к 400 км, поэтому они довольно рано "засвечиваются" на радарах ПРО. В-третьих, "баллистики" — неманеврирующая цель, что делает возможным их перехват даже зенитными ракетами, наводящимися в точке упреждения. В целом при современном развитии систем ПРО баллистическая ракета средней дальности является достаточно уязвимой целью.

При этом баллистические ракеты – феноменально неэффективное средство доставки по соотношению стартовой массы и полезной нагрузки. Химические ракетные двигатели сочетают огромную тягу с еще более чудовищной прожорливостью, а баллистические полеты в принципе энергозатратны. В итоге, например, "Першинг-2" при стартовой массе в 7,4 т нес боевую часть в 399 кг. Для сравнения – "Томагавки" несут почти столько же при собственном весе около полутора тонн.

Теперь сравним с гиперзвуковыми ракетами. Скорость и подлетное время, в общем, сопоставимы с таковым у "Першинг-2". При этом Х-51, во-первых, использует гораздо более экономичный воздушно реактивный двигатель. Во-вторых, не забирается на высоту 400 км, "сообщая" о своем присутствии всем окрестным радарам ПРО. В-третьих — способен активно маневрировать. Заметим, что как показали испытания, проведенные в 2007-м шведской SaabBofors, на скоростях 5,5 М возможны сложные маневры даже в плотных слоях атмосферы. В итоге перехват WaveRider возможен только если перехватчик заметно превосходит последнего в скорости и маневренности. Сейчас таких перехватчиков просто нет.

Существующие комплексы ПРО также неспособны бороться с гиперзвуковыми ракетами класса X-51. При этом даже в случае принципиальной возможности поражения высокая скорость цели резко уменьшает зону перехвата.

Иными словами, WaveRider сочетает подлетное время, сопоставимое с баллистическими ракетами средней дальности, с гораздо меньшей заметностью и фактической неуязвимостью по отношению к современной ПВО/ПРО. Между тем, в свое время руководство СССР пошло на все, чтобы убрать "Першинги" из Европы, разменяв их на гораздо большее количество собственных ракет средней дальности – и не зря. 8-10-минутное подлетное время американских ракет превращало их в почти идеальное средство обезоруживающего и "обезглавливающего" удара – у подвергшихся атаке просто не оставалось времени на ответную реакцию. В случае доведения Х-51 до серии ситуация воспроизведется в ухудшенном варианте – при том, что создание ядерных вариантов "волнолетов" вполне возможно.

При этом применение ГПРВД не ограничивается аппаратами средней дальности. С одной стороны, по мнению консультативной группы HАТО по космическим исследованиям и разработкам (AGARD), скрамджеты могут быть широко использованы в чисто тактических системах малой дальности – это противотанковые ракеты (предназначенные также для поражения укреплений), ракеты "воздух-воздух" и малокалиберные (30-40 мм) снаряды для поражения воздушных целей. Еще одно вероятное направление – использование ГПВРД в противоракетах, предназначенных для перехвата баллистических ракет на начальном участке траектории.

С другой стороны, применение гиперзвуковых технологий способно привести к появлению принципиально новых классов стратегических систем. Наиболее консервативный вариант – использование гиперзвуковых аппаратов в качестве "маневрирующих боеголовок" для традиционных баллистических ракет.

Отметим, что баллистическая ракета большой дальности мало уязвима на среднем участке траектории (поскольку окружена огромным количеством легких ложных целей, дипольными отражателями и постановщиками помех), но уязвима на начальном и конечном участках траектории (легкие ложные цели отсеиваются самой атмосферой, в итоге боеголовку сопровождает только небольшое количество тяжелых ЛЦ). При этом и боеголовка, и ее "свита" представляют собой набор неманеврирующих баллистических целей, что радикально облегчает задачу ПРО. Однако скоростная и маневрирующая "машина" с ГПВРД практически неуязвима для нынешних средств ПВО и ПРО. В итоге, объединив классическую МБР с гиперзвуковым маневрирующим боевым блоком, можно добиться надежного прорыва соответствующего эшелона противоракетной обороны.

Иными словами, речь идет о технологии, способной действительно совершить переворот в военном деле. Гиперзвуковая угроза неизбежно станет реальностью в весьма обозримом будущем.

Источник: rosbalt.ru

Комментарии пользователей:
Еще никто не комментировал. Вы будете первым!

А Вы что думаете?

Вы можете оставлять комментарии анонимно, или войти на сайт через open ID и использовать любой из ваших существующих аккаунтов (Mail.ru, Вконтакте и т.д.).
Ваше имя:
Контрольное число:
Отправка..
Комментарий:
Похожие новости:
ПАК ДА лишился гиперзвука
Перспективный стратегический бомбардировщик (ПАК ДА), разрабатываемый для Военно-воздушных сил (ВВС) РФ, не будет гиперзвуковым.  Как сообщил командующий Дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Жихарев:  "ПАК ДА, который сейчас разрабатывается, не будет гиперзвуковым. Первые образцы ПАК ДА поступят в ВВС примерно к 2020 году, и сейчас ..
2012-11-15 5193 0 Военная техника
0
Крылатые ракеты России сделают гиперзвуковыми
Российские сверхзвуковые крылатые ракеты планируется усовершенствовать путем увеличения их дальности полета и скорости, сообщил ТАСС гендиректор — генеральный конструктор Научно-производственного объединения (НПО) машиностроения Александр Леонов.«Общая тенденция в направлении совершенствования крылатых ракет — увеличение скорости до гиперзвука, ..
2019-05-29 1216 0 Военная техника
0
К 2020-му году РФ получит в распоряжение гиперракету
Рамками новой государственной целевой программы, направленной на полное освоение технологии гиперзвука и ракетных двигателей, предусматривается работа над созданием прототипа, который, по неофициальным данным будет создан к 2020-му году. Отметим, что поддержку в развитии данной программы оказывает министерство промышленности ..
2014-05-24 2933 0 Военная техника
1
СМИ сообщили о разработке в России гиперзвуковых ракет
Как сообщают СМИ, в том числе американские, Россия активно разрабатывает летательные аппараты, способные летать со скоростью, превышающей звуковую, в пять и более раз. "Интерфакс-АВН" со ссылкой на неназванный источник сообщил о работах над "объектом 4202", который является прототипом гиперзвуковой ракеты, ..
2015-07-23 5321 0 Военная техника
0
Дебют рельсотрона ВМС США
На очередной Выставке перспективных военно-морских технологий, которая откроется в Вашингтоне 4 февраля, дебютирует «рельсотрон» ВМС США.  Электромагнитное оружие способно запускать 18-килограммовые стальные снаряды почти на 200 км со скоростью в шесть раз быстрее звука. Для сравнения, последствия попадания такого снаряда в цель будут ..
2015-01-31 4633 0 Военная техника
1
Источник сообщил о производстве гиперзвукового ракетного комплекса «Авангард»
Гиперзвуковой ракетный комплекс «Авангард» запущен в России в серийное производство. Об этом сообщил РИА Новости военно-дипломатический источник.Как отметил источник, западным партнерам России пора осознать новую реальность. По его словам, новейшая разработка способна летать в плотных слоях атмосферы ..
2018-03-04 4387 0 Военная техника
0
Американцы сообщили об испытаниях китайского гиперзвукового аппарата
Китай успешно провел первые летные испытания гиперзвукового аппарата, потенциально способного доставлять боеголовки в обход системы ПРО. Об этом сообщил анонимный источник американского право-консервативного издания The Washington Free Beacon. В Пентагоне изданию не раскрыли деталей испытания, ..
2014-01-15 3486 0 Военная техника
0
В США признали уникальность российских С-500
Новая российская зенитно-ракетная система (ЗРС) С-500 не имеет аналогов в мире. Такое мнение высказали эксперты американского издания The National Interest.«Хотя еще не все возможности С-500 были продемонстрированы Западу, оснований сомневаться в возможностях российских систем противовоздушной обороны нет», ..
2018-06-13 19947 0 Военная техника
0
США начали тестирование нового лазерного оружия
Лазерное оружие стало еще на шаг ближе к развертыванию на полях сражений Земли, так как Министр обороны США заявил о подготовке к тестированию нового наземного устройства.Твердотельный лазер мощностью 10 кВт, установленный на грузовике мощностью 500 л. с. может быть использован наряду с традиционным вооружением. Он уже готов для полевых ..
2012-10-10 6870 0 Военная техника
0
США провели испытания электромагнитной пушки
В Центре разработки надводного вооружения ВМС США в Дальгрене (штат Виргиния), который является частью Управления по разработке морских систем ВМС США, провели успешные испытания электромагнитной пушки. Теоретически, новое оружие способно разгонять снаряды до 10 махов (3430 метров/с), не используя ..
2012-10-16 3156 2 Военная техника
1
Китай приступил к разработке сверхзвуковой подлодки
Ученые из Технологического института Харбина создали технологию, которая поможет Китаю разработать подводные лодки и торпеды, способные перемещаться под водой с около- или даже сверхзвуковой скоростью. Как пишет The South China Morning Post, речь идет о технологии сверхкавитации, создающей ..
2014-08-28 2601 0 Военная техника
0
Самолет Lockheed Martin заменит SR-71 Blackbird
Когда последний SR-71 Blackbird был снят с производства еще в 1998 году это был двойной удар по авиации. Мало того, что авиация потеряла один из самых современных самолетов, когда-либо построенных, но и один из самых красивых. Корпорация Lockheed Martin Skunk Works в настоящее ..
2013-11-7 3038 0 Военная техника
0
В РФ разрабатывается программа по гиперзвуковому оружию
В создании программы участвуют более 60 предприятий. Работы по гиперзвуковым ракетам велись еще в СССР. Начиная с 2009 года, по заказам Минобороны России исследования в этой области возобновились. Речь идет о комплексной целевой программе создания гиперзвукового оружия. Головной организацией в проведении ..
2013-05-13 4454 0 Военная техника
0
Раскрыты данные о тестовом полете со скоростью 20900км
Раскрыты результаты, полученные прошлым летом, в ходе испытаний новой технологии. Этот молниеносный самолет позволит Пентагону нанести военный удар по любой точке Земли в течение менее часа. В августе, исследовательское крыло Пентагона, известное как DARPA, провело ..
2012-04-23 3524 0 Военная техника
0
В Чечне бойцы мотострелковой бригады осваивают танк Т-72
Новая боевая техника, которая поступает на вооружение российской армии, выдержит любые морозы. Бойцы мотострелковой бригады Шалинского района Чечни осваивают модернизированный танк Т-72. Машина ориентируется по системе ГЛОНАСС, ездит со скоростью 80 километров в час и поражает цели ..
2012-02-3 2852 0 Военная техника
0