С какими самолетами встречают свой день ВВС России.
12 августа Военно-воздушные силы России отмечают свой праздник. В конце прошлого века они находились на голодном пайке. Однако развалить столь мощный род войск оказалось невозможно. В последние 10 лет отставание от ВВС США стремительно сокращается. А где-то мы уже и опережаем первый военно-воздушный флот мира.
Стратегическая авиация
Согласно экспертным оценкам, ВВС России по ударной мощи догонит американцев лет через 5-6. Это справедливо, пожалуй, в основном для истребительной авиации, где у нас наращивается производство машин поколения 4++, в то время как у США есть истребители пятого поколения.
Что же касается стратегической авиации, то лет через пять мы окажемся далеко впереди. Сейчас же ситуация в лучшем случае для США паритетная. У нас на вооружении находятся 89 стратегических бомбардировщиков, у них – 132.
Однако у нас выше качество. Почти половину американского стратегического воздушного флота представляют послевоенные перестарки – В-52. Количество наших аналогов - Ту-95 – не достигает 20%. И та, и другая машина, разумеется, периодически модернизировались на протяжении полувека. Но замену В-52 предполагается выпустить не ранее 2040 года. Что же касается Ту-95, то и он, и более современный сверхзвуковой ракетоносец Ту-160 в начале 20-х годов планируется заменить новой разработкой ОКБ Туполева – ПАК ДА. Это околозвуковое «летающее крыло», невидимое для радаров, имеющее взлетную массу до 200 тонн.
Наиболее массовыми (70%) у нас являются сверхзвуковые (более 2М) дальние бомбардировщики Ту-22М. Их «соперник» - В-1В, проигрывает по скорости (1,25М), и в соответствии с СНВ-3 не является носителем ядерного оружия.
Ну, а аналогов у Ту-160, который также постоянно модернизируется, у американцев нет.
Правда, и у нас нет аналога американскому В-2 Spirit, который изготовлен по стелс-технологии. Но этот самолет дозвуковой. Следует также учесть значительную разницу в дальности полета российских крылатых ракет с ядерным зарядом и американских. У нашей Х-102 она достигает 5500 км, у американской AMG-129ACM – 3500 км.
Ударная авиация
По ударным самолетам фронтовой авиации мы даже впереди США: 324 против 260. Но среди них 125 явно устаревших фронтовых бомбардировщиков Су-24, возраст которых превышает четверть века. Не намного моложе штурмовик Су-25 (150 машин). Однако он весьма успешно модернизируется, в связи с чем его производство продолжается и по сей день. Причем он идет не только на экспорт. ВВС периодически заказывает новые партии этого самолета. Его последняя модель – Су-25УБМ – начала поступать на вооружение в 2012 году.
С Су-24 совсем иная ситуация. После целой серии аварий на него махнули рукой, и планы модернизации эксплуатирующихся машин были отменены. Бомбардировщик будет полностью списан к 2020 году. Ему на смену уже начал поступать Су-34. Самолет совсем «свежий», его опытная эксплуатация в частях началась в марте 2011 году, а на вооружение он был принят в марте 2014 года. В строю на данный момент находятся 45 самолетов. Их производство предполагается довести до 20 машин в год. А всего ВВС предполагает получить в обозримом будущем до 200 Су-34.
Эта машина может оснащаться высокоточными тактическими ракетами «воздух-земля» с ядерным зарядом. На 12 узлах подвески размещается до 8000 кг боевой нагрузки. Имеет максимальную скорость 1,8М, боевой радиус 1100 км и потолок 17000 м. Дальность обзора РЛС наземных целей – от 30 до 100 км. Одновременно сопровождается до 10 воздушных и наземных целей. Относится к поколению 4++.
Су-34 «противостоит» американский F-15E поколения 4, принятый на вооружение в 1988 году. В ВВС США сейчас находится 138 таких машин. Предполагается замена этого бомбардировщика на менее заметный F-15SE поколения 4++. Однако сроки пока еще не определены, поскольку компания Boeing на данный момент имеет лишь одну такую демонстрационную летающую машину.
Истребители
В сегменте истребителей, как и положено, картина более пестрая. Тут и моделей самолетов намного больше, и парк многочисленней. На 738 российских истребителей приходится чуть больше тысячи американских. В количественном отношении основой нашей истребительной авиации являются Су-27 различных модификаций (ок. 300 ед.), МиГ-29 различных модификаций (254), МиГ-31 (120). Все это разработки советского периода. У США подавляющее большинство истребителей представлены F-16 (700 ед.). Его эксплуатация началась в конце 70-х годов. Они модернизируются, однако дни их сочтены. Ставка была сделана на более поздние разработки: F-22 (85 ед.) и F-35А (44 ед.). При этом следует учитывать, что производство F-22 в связи с его большой стоимостью было прекращено. Один истребитель стоит $150 млн., а программа его разработки обошлась почти в $70 млрд.
И, следовательно, в обозримом будущем роль самого эффективного истребителя будет играть F-35, представляющий пятое поколение. Стоящие на вооружении ВВС США машины пока еще проходят этап освоения и периодической корректировки приборного оборудования.
У нас последнее слово авиационной техники поколения 4++ представляют Су-30СМ (21 ед.) и Су-35С (22 ед.). В ближайшее время количество этих машин будет возрастать с целью замены «советских ветеранов».
Су-30СМ – самолет уникальный. Как по своим летным качествам, так и по судьбе. Это «русифицированный» Су-30МКИ – аббревиатура МКИ расшифровывается как «модернизированный коммерческий индийский». Действительно, он уже десять лет поставляется в ВВС Индии. Однако Су-30СМ является совсем «свежим» истребителем, его первый полет состоялся в 2012 году. В нем существенно усилены системы ведения огня, навигации, борьбы с локаторами противника. Машина относится к поколению 4++. Возможности российского комплекса управления вооружением на основе многофункциональной радиолокационной станции Н011М «Барс» обеспечивают сопровождение до 15 целей на проходе и точное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска. Дальность захвата «Барсом» истребителя – 140 км, группы танков – 50 км.
Помимо систем собственной разработки в Су-30СМ используются израильские, индийские и французские электронные системы.
Уникальность этой машины состоит в том, что в ней реализована функция изменяющегося вектора тяги. Поэтому Су-30СМ (как и Су-35С) является сверхманевренным истребителем. В то же время он способен наносить мощные удары по позициям противника, имея большую ракетно-бомбовую нагрузку.
Су-30СМ актуален еще по той причине, что он двухместный и может использоваться не только для решения боевых задач, но и для подготовки пилотов самолетов «предпятого поколения».
К 2015 году ВВС России получит 50 многоцелевых истребителей Су-35С. По своим характеристикам машина приближена к истребителям пятого поколения за исключением стелс-технологии.К пятому поколению относится перспективный многофункциональный истребитель ОКБ Сухого Т-50, который с 2014 года проходит государственные испытания и должен поступить на вооружение в 2016 году. В нем использована стелс-технология. По уровню малозаметности он аналогичен F-35: эффективная поверхность рассеяния равна 0,005 кв.м. У Су-35С – 0,5 кв.м. При этом истребитель оснащен полным комплектом новейшего электронного оборудования. Ну, а двигатели уникальны, как и у последних моделей истребителей ОКБ Сухого, они имеют изменяющийся вектор тяги.
ЛТХ Т-50:
Длина – 19,7 м
Высота – 4,8 м
Размах крыла – 14 м
Площадь крыла – 90 кв.м.
Нормальная взлетная масса – 30610 кг
Тяга двигателя – 2х10900 кгс
Форсажная тяга – 2х18000 кгс
Максимальная скорость – 2600 км/ч
Скороподъемность – 330 м/с
Практическая дальность – 4300 км
Продолжительность полета – 5,8 час
Практический потолок – 20000 м
Вооружение – 30-мм пушка
Боевая нагрузка – до 10000 кг.
Особо следует подчеркнуть, что горизонтальная маневренность у Т-50 в полтора лучше, чем у F-35, что следует из разницы в таком важнейшем параметре как нагрузка на крыло.