Танк Горыныч. Обзор советских многобашенных танков прорыва

Танк Горыныч. Обзор советских многобашенных танков прорыва

Реставраторы Центрального музея бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны России в подмосковной Кубинке завершили первый этап восстановления пятибашенного тяжелого танка Т-35А, единственного сохранившегося образца машин такого типа. Этот танк был разработан в межвоенный период и рассматривался как тяжелая машина поддержки пехоты и прорыва укрепленных позиций противника. В это же самое время сразу несколько государств вели разработку легких, средних и тяжелых многобашенных танков, рассчитывая на их огневую мощь. Однако СССР был фактически единственной страной, принявшей на вооружение многобашенные танки сразу нескольких типов. «Лента.ру» предлагает читателям обзор машин, серийно производившихся в СССР.

Родственник «Викерса»

Проектирование многобашенных танков в СССР началось в первой половине 1930-х годов. Толчком для этого послужила закупка партии из 15 британских двухбашенных танков Vickers Mk. E в 1930 году. Это была относительно дешевая машина простой конструкции. Закупленные Советским Союзом танки имели только пулеметное вооружение — Vickers калибра 7,7 миллиметра. В Великобритании эти версии назывались Type A. Башни этих танков располагались по центру корпуса сбоку друг от друга и могли вести обстрел по правой и левой стороне одновременно. При этом недостатком конструкции была невозможность концентрировать огонь двух пулеметов на одной цели.

«Викерс», более известный под названием «Шеститонка» из-за своей боевой массы, оснащался четырехцилиндровым карбюраторным двигателем Armstrong–Vickers Puma с воздушным охлаждением мощностью 92 лошадиные силы. При эксплуатации двигатель нередко перегревался и иногда даже становился причиной пожара. При этом британский танк отличался хорошей проходимостью, плавностью и дальностью хода. Последний составлял около 4,8 тысячи километров, что значительно превышало аналогичные показатели других танков того периода. Поэтому в целом машина оставляла положительное впечатление и в СССР послужила основой для разработки танка Т-26.

Т-26 выпускался на заводе «Большевик» в Ленинграде. Советская версия танка получила 37-миллиметровую пушку в правой башне и пулемет ДТ-29 калибра 7,62 миллиметра — в левой. Наибольшие затруднения возникли с производством двигателя, уровень брака при выпуске которого на советских предприятиях достигал 65 процентов. Из-за этого Ижорский завод, производивший броню для машин, вынужден был поставлять бронелисты уменьшенной толщины — десять миллиметров вместо 13. Это было необходимо для снижения общей массы Т-26 и, соответственно, уменьшения нагрузок на силовую установку. При этом и сами бронелисты не отличались качеством, из-за чего их крепление осуществлялось на винтах и болтах для быстрой замены. Экипаж танка, как и у Vickers Mk. E, состоял из трех человек.


Т-26 перед парадом в Ленинграде, 1933 год Фото: army.lv 1/5

В августе 1931 года были выпущены первые 15 серийных танков Т-26. Помимо уже перечисленных изменений они также получили башни увеличенной высоты со смотровыми лючком и щелями в верхней части. До конца 1931 года были собраны уже 120 новых танков, однако из-за брака двигателей большинство из них не могли передвигаться самостоятельно. Недоделки были исправлены, однако из всей партии военные согласились принять всего 88 машин, из которых 35 — условно, поскольку установленная на них броня не соответствовала требованиям. За счет постоянного совершенствования конструкции танка позднее многие недочеты были устранены.

В двухбашенной версии Т-26 выпускался вплоть до 1933 года, после чего конструкторы перешли к однобашенной схеме. Двухбашенные версии к моменту окончания серийного производства получили уже броню толщиной 15 миллиметров, а также смешанные клепано-сварные и цельносварные корпуса. Двигатели с воздушным охлаждением были перенесены ближе к корме; на танки устанавливались новые топливные и масляные баки, а также короб над решеткой воздуховывода, который обеспечивал защиту двигателя от осадков. В общей сложности за все время производства в войска поступили 1626 двухбашенных танков Т-26. При этом к началу Второй мировой войны двухбашенные и однобашенные Т-26 были самыми массовыми в СССР — на вооружении стояли около девяти тысяч единиц таких машин.

Танки Т-26 в двухбашенной компоновке в боевых действиях участия практически не принимали и применялись преимущественно в качестве разведывательно-дозорных или командирских машин. В августе 1938 года Т-26 в составе 2-й механизированной бригады и 40-го стрелкового корпуса нанесли удар по японским позициям вблизи сопок Безымянная и Заозерная в районе озера Хасан в Приморском крае. Машины использовались для зачистки траншей противника, становясь перед ними и ведя пулеметный огонь по пехоте по левому и правому борту. Во время боевых действий, после которых японские части были отброшены, Рабоче-крестьянская Красная армия потеряла, по разным данным, от 9 до 17 машин.

«Двадцать восьмой»

В 1930 году СССР вел с Великобританией переговоры о поставке более тяжелых трехбашенных танков Vickers Medium Mark III, известных также как «Викерс 16-тонный». На их основе планировалось развернуть собственное производство боевых машин прорыва. Однако британская компания Vickers–Armstrong отказалась продать несколько образцов машины, сославшись на засекреченность конструкции. При этом советской стороне были выдвинуты жесткие условия, при которых сделка все же могла бы быть заключена. В частности, СССР было предложено заплатить за ознакомление с конструкцией, купить десять танков Vickers Medium Mark III и гарантировать закупку танкеток Carden Loyd Mk. VI и легких танков Vickers Mk. E.

Эти условия советской стороной были отвергнуты, и вскоре начались работы по созданию собственного аналога «Викерса 16-тонного». Эскизным проектированием машины занимался факультет моторизации и механизации Военно-технической академии имени Дзержинского и танко-тракторное конструкторское бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО). В число требований входили следующие: сохранение общей компоновки британского танка, масса около 16 тонн, а также вооружение из 45-миллиметровой пушки в главной башне и пулеметов в малых. Комбинированная броня должна была состоять из листов толщиной десять миллиметров на крыше, 17 миллиметров — на вертикальных поверхностях и 20 миллиметров — в лобовой части.

Первый прототип танка под обозначением Т-28-1 из неброневой стали появился в мае 1932 года и совершил первый испытательный пробег. В отличие от утвержденного проекта эта машина имела более мощный поршневой V-образный 12-цилиндровый авиационный двигатель М-17 с водяным охлаждением и 37-миллиметровую пушку ПС-2 (45-миллиметровая к этому времени еще не была готова). Позднее прототип Т-28 был представлен специалистам Управления моторизации и механизации РККА, которое оценило машину положительно, но предложило установить на него дизельный двигатель ПГЕ, пушку ПС-3 калибра 76,2 миллиметра и произвести еще ряд улучшений. Все пожелания были исполнены (кроме установки ПГЕ, поскольку его создание так и не было завершено).


Т-28 на параде на Красной площади, 1939 год Фото: waralbum.ru 1/5

Корпус серийного танка собирался из броневых листов толщиной 20-30 миллиметров и имел четыре отделения: механика-водителя, боевое, моторное и трансмиссионное. При этом сами корпуса выпускались в двух типах: цельносварных и клепано-сварных. Позднее в главной башне уже устанавливалась пушка КТ-28 или Л-10 калибра 76,2 миллиметра. В новых танках была применена оригинальная конструкция размещения боеприпасов — они располагались во вращающихся боеукладках под сиденьями командира и наводчика. В каждой боеукладке располагались по 12 снарядов. Кроме того, справа и слева от механика-водителя располагались вращающиеся барабаны по 40 магазинов к пулеметам в каждом.

Экипаж машины состоял из шести человек: механика-водителя, командира, который также был стрелком и заряжающим пушки, радиста, выполнявшего и функции второго заряжающего, наводчика и двух стрелков пулеметных башен.

Серийное производство Т-28 осуществлялось в 1933-1940 годах. За это время конструкция машины претерпела около 600 различных изменений, включая замену общего посадочного люка двумя, установку зенитной турели П-40, увеличение напряжения электромотора главной башни с 12 до 24 вольт и отказ от приборов внутренней связи «Сафар». Всего за годы производства были выпущены 503 танка Т-28. Эти машины, хотя уже и морально устаревшие, принимали активное участие в Зимней войне с Финляндией и во Второй мировой войне. Последнее документальное упоминание о применении Т-28 датируется июлем 1944 года; танки использовались при наступлении Красной армии в Карелии.

Машина прорыва

Практически параллельно с Т-26 и Т-28 в СССР велась и разработка тяжелого танка прорыва. В 1930 году в страну приехала специально приглашенная группа немецких инженеров во главе с Эдвардом Гроте. Им было выдано задание разработать машину массой до 30 тонн, которая бы имела на вооружении пушки калибра 76,2 и 37 миллиметров, а также до пяти пулеметов. Машина должна была получить броню толщиной не менее 20 миллиметров. Специально для проектирования боевой машины на заводе «Большевик» в Ленинграде было создано конструкторское бюро АВО-5, в которое включили группу Гроте и еще несколько советских инженеров.

Создание машины велось под обозначением ТГ, или Танк Гроте. Основное орудие — А-19 калибра 76,2 миллиметра — размещалось в башне. Оно имело полуавтоматическое заряжание, благодаря чему скорострельность пушки составляла до 12 выстрелов в минуту. В полусферической малой башне над главной башней устанавливалась пушка ПС-1 калибра 37 миллиметров. Она имела возможность вести круговой обстрел. Кроме того, в бортах корпуса на шаровых установках располагались два пулемета ДТ и три пулемета Максима калибра 7,62 миллиметра. Таким образом, вооружение ТГ должно было быть трехуровневым. В состав экипажа ТГ входили шесть человек.


ТГ Фото: bronetehnika.narod.ru 1/3

В конце апреля 1931 года на «Большевике» был собран первый прототип ТГ, который затем проходил испытания. На испытаниях машина, оснащенная авиационным двигателем М-6 мощностью 300 лошадиных сил, сумела развить скорость до 34 километров в час. Танк получил хвалебные отзывы за проходимость и маневренность, плавную работу трансмиссии и легкость в управлении. Однако выяснилось, что танк не мог вести одновременную стрельбу из одного из орудий и пулеметов. Кроме того, были выявлены плохая ремонтопригодность машины вне завода и недостаточная эффективность тормозов и гусениц на вязких и сыпучих поверхностях. В октябре 1931 года проект ТГ был признан экспериментальным и закрыт.

Однако с применением технических решений ТГ началось создание тяжелого танка прорыва Т-35. Его проектирование в 1932 году было завершено под руководством инженера Николая Барыкова. Он же участвовал в создании ТГ. Согласно заданию Управления механизации и моторизации РККА, разработка Т-35 должна была завершиться в самые короткие сроки. Сборка первого прототипа машины завершилась уже 20 августа 1932 года, а в сентябре танк показали представителям РККА. Новый танк получил вооружение в пяти независимых башнях: макет пушки ПС-3 (стоял на прототипе), два орудия калибра 37 миллиметров и три пулемета ДТ. Масса машины составляла 42 тонны.

Танк оснащался двигателем М-17 мощностью 500 лошадиных сил и был способен развивать скорость до 28 километров в час, а запас его хода составлял 150 километров. Машина оснащалась броней толщиной 30-40 миллиметров. В целом испытания танка были признаны успешными, однако военные отметили дороговизну конструкции трансмиссии и пневматических приводов управления. Впоследствии последние были унифицированы со средним танком Т-28. В апреле 1933 года был собран второй прототип Т-35. Кроме того, велась разработка улучшенной версии танка

Newsland.ru

Похожие новости:
Вьетнам проведет модернизацию 310 танков Т-54
Вооруженные силы Вьетнама проведут модернизацию 10 батальонов танков Т-54 (около 310 машин). Такие выводы делают пользователи форума militaryphotos.net. Как отмечают пользователи форума, обновленный танк получил тяжелый пулемет НСВ калибра 12,7 миллиметра, 60-миллиметровый гранатомет, ..
2012-03-12 4600 0 Военная техника
-1
В США назвали самые смертоносные танки России
Издание The National Interest опубликовало список лучших и «самых опасных» российских танков. В нем оказались как современные машины, так и бронетехника из СССР.Список открывает советский танк Т-34, который во всем превосходил своего предшественника. Передняя часть корпуса имела сильный наклон и толщину ..
2019-10-08 16158 0 Военная техника
0
Британцы признали преимущества советских танков перед Chieftain
Основной боевой танк Chieftain, стоявший на вооружении армии Великобритании с 1966 по 1995 год, был уязвим для советских Т-64 и Т-72. Об этом пишет в своем блоге военный эксперт Андрей Тарасенко со ссылкой на перевод некоего британского отчета.Из него следует, ..
2019-05-13 1120 0 Военная техника
0
Канадские танкисты назвали Т-72 «лучшим выбором»
Советский танк Т-72 «грубее» и теснее немецких Leopard 1990-х годов, что никаким образом не влияет на возможности первого «врезать» второму, пишет «Российская газета».«Низкий силуэт и большая 125-миллиметровая пушка Д-81ТМ позволяли ему хорошенько врезать НАТО», — приводит официальная ..
2019-10-25 44413 0 Военная техника
2
Китайцы показали новвый основной боевой танк
На прошедшей в Куала-Лумпуре Международной выставке DSA 2012 китайская компания North Industries Corporation, известная как NORINCO, показала макет новой версии из линейки танков VT-X, производного от совместного китайско-пакистанского MBT-2000.  Информация о новом варианте до сих пор имеет общий характер. Основной боевой танк VT-2 (Type 96A) оснащен ..
2012-05-2 4881 0 Военная техника
0
«Уралвагонзавод» создаст сеть боевых роботанков на базе Т-90
«Уралвагонзавод» работает над возможностью объединения в единую боевую сеть нескольких роботизированных танков на базе Т-90. Об этом ТАСС заявил заместитель гендиректора корпорации Вячеслав Халитов.«На поле боя будет много машин, и если уж управлять, то управлять их определенным количеством. Один ..
2015-10-14 2452 0 Военная техника
1
На Урале по советским чертежам воссоздали пятибашенный танк Т-35
Уральские металлурги по советским чертежам воссоздали уникальный тяжелый пятибашенный танк Т-35. Об этом ТАСС сообщил начальник автотранспортного цеха ОАО «Уралэлектромедь» Фарит Хафизов. «Работы над созданием Т-35 шли пять месяцев. Более тысячи деталей были созданы на предприятиях Уральской ..
2016-01-19 2901 0 Военная техника
0
В России создадут колесный танк
В России в ближайшее время будет разработан танк на колесной платформе «Бумеранг». Об этом в выпуске передачи «Военная приемка» на телеканале «Звезда» заявил генеральный директор «Военно-промышленной компании» Александр Красовицкий.«Это, в принципе, будет такое ноу-хау на этой же платформе (...) ..
2018-03-05 4112 0 Военная техника
0
Украина показала первый Оплот для Таиланда
Харьковский завод имени Малышева 26 июня 2013 года показал первый серийный основной боевой танк «Оплот», собранный по контракту с министерством обороны Таиланда, сообщает украинское издание MediaPort. Танк, получивший бортовой номер «01 желтый», осмотрела ..
2013-06-27 2984 0 Военная техника
0
Россия представит на выставке в Индии модернизированный танк Т-90
Россия впервые представит на оружейной выставке в Дели образец танка Т-90С. Об этом информирует РИА Новости со ссылкой на руководителя делегации "Рособоронэкспорта" Виктора Комардина. "Этот новый танк будет "фишкой" выставки. Его первая зарубежная презентация обязана стать таким ключевым ..
2012-03-26 4626 0 Военная техника
1
Израиль решил создать танк с лазерной пушкой
Руководство ЦАХАЛа планирует к 2020 году разработать для израильских военнослужащих новый основной боевой танк, который придет на замену танкам Merkava. Как сообщает The Jerusalem Post со ссылкой на бригадного генерала Йигаля Словика, новый танк может получить электромагнитную ..
2012-07-12 4746 0 Военная техника
0
Китайские танки достигли передовых позиций в мире
Китайская государственная телекомпания CCTV показала программу под названием «Наши основные боевые танки достигли передовых позиций в мире», где показывался видео нового танка. Сообщается, что по внешнему виду танк напоминает немецкий Leopard 2A6, оснащен новой системой ..
2011-11-6 8617 0 Военная техника
1
Российская армия получит новые танки Т-90М
Новые танки Т-90М в ближайшие месяцы поступят на вооружение российской армии. Об этом в среду, 31 января, сообщили ТАСС в научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ).«Первая партия танков Т-90М, если говорить военным языком, будет доведена до штатной численности танкового ..
2018-01-31 3125 0 Военная техника
0
Турки запустили серийное производство танков Altay
Турецко-катарское совместное предприятие BMC получило контракт Секретариата оборонной промышленности Турции на серийное производство и поставку основных боевых танков Altay. Как сообщает Defense News, соглашение подразумевает производство первой партии из 250 машин. При этом позднее турецкие военные намерены ..
2018-04-26 5652 0 Военная техника
2
Украина продала полсотни танков Т-64БВ1
Госкомпания «Укроборонсервис» подписала с иностранным заказчиком контракт на капитальный ремонт и поставку 50 основных боевых танков Т-64БВ1, говорится в сообщении «Укрспецэкспорта». Какое именно государство приобрело украинские танки, не уточняется. Ремонтом танков, поставка которых будет осуществляться из запасов ..
2014-02-14 3556 0 Военная техника
-1